Структурные элементы учебного занятия
Hужно ли начинать урок с доклада дежурного? Я забыла, когда это делала. А мой коллега, человек опытный и профессионал своего дела, традиционно начинает урок именно с доклада дежурного. Мой второй коллега начинает каждый урок с God’s Prayer. И у каждого из них есть своё объяснение, своё видение того, почему именно этот этап и именно так.
По большому счёту, рапорт дежурного — это пара зазубренных фраз. Возможно, в них доведён до автоматизма глагол to be на примитивном уровне. Или в ходе бессмысленно зазубренной «God Father» («Отче наш») учитель предполагает фонетическую зарядку, универсальную для всех? Я лично против всякого рода религиозных «изысков» на уроке, которые якобы приобщают учеников к традициям зарубежной школы.
Моё мнение – урок нужно начинать с чего-то другого. С чего? С фонетической зарядки? Не обязательно. Пусть это будет краткая беседа, обмен новостями, повторение изученных на предыдущем уроке фраз. Пусть присутствует какой-то элемент неожиданности. А можно и без этих моментов. Всё зависит от учителя и учеников, у каждого учителя со временем складывается свой стереотип урока. Менять его нет большого смысла. В результате своих поисков мы выбираем лучшее, не так ли? Пусть урок носит традиционный характер, важен прежде всего результат. Как – на усмотрение учителя. Хочется лишь, чтобы к этому «как» не придирались методисты и администрация.
Этапы урока могут повторяться из урока в урок, они могут быть обязательными или нет, иногда можно обойтись без одного-двух из них. Представленный документ – некий стандарт урока.
Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов |
Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели на учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме/курсу; выделение мировоззренческих идей | Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
Подведение итогов занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценкеучителя. Получение учащимися информации о
реальных результатах учения |
Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития |
Note: В помощь начинающему учителю.
очень близкие мне по духу рассуждения))) с одной стороны, дети должны знать, что ожидать от учителя, с другой стороны,эффект неожиданности, о котором говорится в статье, это та изюминка, которая помогает адаптироватся ребенку к жизненным ситуациям. Очень полезная табличка этапов урока. Спасибо!
Здравствуйте, Екатерина!
Сегодня на сайте виртуального кабинета школы №8 г. Лиды просматривала планы-конспекты уроков коллег. Понравился урок в 3 классе по теме Food нестандартной постановкой целей, формулировкой этапов урока. См. . Похож на технологическую карту.