Структурные элементы учебного занятия

Hужно ли начинать урок с доклада дежурного? Я забыла, когда это делала. А мой коллега, человек опытный и профессионал своего дела, традиционно начинает урок именно с доклада дежурного. Мой второй коллега начинает каждый урок с God’s Prayer. И у каждого из них есть своё объяснение, своё видение того, почему именно этот этап и именно так.

По большому счёту, рапорт дежурного — это пара зазубренных фраз. Возможно, в них доведён до автоматизма глагол to be на примитивном уровне. Или в ходе бессмысленно зазубренной «God Father» («Отче наш») учитель предполагает фонетическую зарядку, универсальную для всех? Я лично против всякого рода религиозных «изысков» на уроке, которые якобы приобщают учеников к традициям зарубежной школы.

Моё мнение – урок нужно начинать с чего-то другого. С чего? С фонетической зарядки? Не обязательно. Пусть это будет краткая беседа, обмен новостями, повторение изученных на предыдущем уроке фраз. Пусть присутствует какой-то элемент неожиданности. А можно и без этих моментов. Всё зависит от учителя и учеников,  у каждого учителя со временем складывается свой стереотип урока. Менять его нет большого смысла. В результате своих поисков мы выбираем лучшее, не так ли? Пусть урок носит традиционный характер, важен прежде всего результат. Как – на усмотрение учителя.  Хочется лишь, чтобы к этому «как» не придирались методисты и администрация.

Этапы урока могут повторяться из урока в урок, они могут быть обязательными или нет, иногда можно обойтись без одного-двух из них. Представленный документ – некий стандарт урока.

Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата
решения задачи
Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Проверка выполнения  домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов
Подготовка к  основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели на учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся
Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме/курсу; выделение мировоззренческих идей Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей
Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Подведение итогов занятия Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценкеучителя. Получение учащимися информации о

реальных результатах учения

Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соот­ветствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения до­машнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Note: В помощь начинающему учителю.

2 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *