Gapped text (missing sentences)

В последнее время задания на восполнение пропущенных предложений (раздел по чтению) отсутствуют в заданиях РТ. Тем не менее, нам кажется уместным обратить на них внимание, так как всё новое есть не что иное, как хорошо забытое старое. Имеется в виду, что появление подобных заданий вполне возможно в последующих материалах РТ.

Gapped text (missing sentences) – вид упражнений, направленных на проверку умения восполнять целостность текста, не нарушая логической последовательности. При этом предполагается использование таких языковых средств как reference words (that, they, then, ones, etc.),  временных маркеров и лексических групп.

Главным звеном в подготовке к выполнению упражнений подобного рода является изучение тематической лексики.

Знание лексики, как уже неоднократно отмечалось, является важным условием при выполнении не только упражнений по чтению, но и при выполнении упражнений на контроль понимания речи на слух, и при говорении.

Немного отступим от темы и на основании вышесказанного сделаем некоторые выводы о пользе ведения словарей учащимися. Это касается всех классов, хотя в данном случае мы имеем в виду выпускников.

1)      Словарь ведётся для ученика, а не для учителя.

2)      Учащемуся должна быть предоставлена возможность пользования словарём при выполнении работ тренировочного характера.

3)      Следует отучить учащихся пользоваться переводчиками для перевода больших текстов, делая упор на выписывание повторяющихся незнакомых слов в словарь. Переводить такие тексты в классе с использованием компьютеров и электронных словарей, не превращать работу с текстами в ад для ученика.

4)      Постоянно напоминать учащимся о важности обогащения словарного запаса.

Для успешного овладения техникой выполнения упражнений gapped text (missing sentences) дайте учащимся представление о лексических группах, научите объединять слова по тематическому признаку.

Далее действуйте по знакомой схеме:

1)      Прочитайте текст, не обращая внимания на пропуски. Определите главную мысль отрывка.

2)      Изучите предложения для вставки. Подумайте, какие слова из предложения для вставки могут войти в одну лексическую группу со словами из отрывка.

3)      Обратите внимание на подсказки: время глагола, reference words и так далее.

4)      Выберите подходящее предложение.

Пример из РТ 2008/2009 Вар.5

Прочитайте текст. Заполните пропуски одним из предложенных текстовых фрагментов. В бланке ответов поставьте крестик (x) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.

People love dolphins. Dolphins hold a special place in our affections. This love affair has been encouraged by TV. First there was Flipper, and now there’s Darwin, the star of Seaquest (A43)__1___

The population of North Sea harbour porpoises (one kind of dolphin) is estimated to have been reduced by up to 89,000. You may expect such popular animals to be protected by law and taken care of in special marine reserves. (A44) _3__

Forty different kinds of dolphins are recognized worldwide. In the waters of northern Europe, the greatest number of dolphins are the striped, the common, the bottlenose dolphins, and the smaller harbour porpoise.

(A45)__2___ They are normally seen only in small groups, flashing quickly past ships, and we know very little about them.

(A46)__3__ Bottlenoses are particularly social and used to be found on the Channel coast and in river mouths in Britain, including the Thames.

The complicated habits of the dolphins make it difficult to decide on the exact reasons for their reduction in numbers.

The overfishing which decreases the world’s fish stocks and which is threatening to destroy local fishing industries, also threatens porpoises and dolphins. This is because porpoises have to find their food within a limited time. (A47)_1_

They are also in danger of getting caught in fishermen’s nets which are thought to be invisible to them. (A48)___2__ Marks, ropes and cuts on their bodies show that the main cause of death was the fact that they had been caught by such nets.

Заполните пропуски A43 – A45 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

1) They are among the most intelligent animals we know, they are sensitive to human emotions, and they allow us to dream of wonderful freedom out in the wild seas.

2) The first two generally live far out in the open sea.

3) However, these happy portrayals hide the reality of life for dolphins in the polluted and overfished seas of the late twentieth century.

4) This is not the case, however, and the lack of plans to look after them may become one of the biggest wildlife disasters of our times.

Заполните пропуски A46 – A48 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

1) If fish in one area are removed by fishing, they may not survive long enough to find food elsewhere.
2) In recent years, hundreds of dead dolphins have been washed up on the beaches of France and Cornwall.
3) The large grey bottlenoses and harbour porpoises, on the other hand, were once a common sight near to European coasts.
4) Resident populations can nowadays be found only in the Moray Firth in Scotland and Cardigan Bay in Wales, and the skin injuries found on the few that still remain indicate that they are suffering from stress.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + два =