5 августа 2012
Непоследовательность
Рассуждения о реформах, антиреформах и о том, заговорят ли наши ученики на иностранном после введения экзамена.
Читайте ЗДЕСЬ.
5 комментариев
Рассуждения о реформах, антиреформах и о том, заговорят ли наши ученики на иностранном после введения экзамена.
Читайте ЗДЕСЬ.
Не могу не поделиться и своим мнением. Уже притчей во языцех стала фраза о том, что главный враг образования — министерство образования. Сколько можно внедрять решений, очевидно противоречащих здравому смыслу? Ну вот как человек 10 лет учился, 2 урока иностранного в неделю (при этом на каникулах всё забывается) — вдруг на экзамене покажет мастер-класс? Сократили блок гуманитарных предметов — как вообще ребёнок может учиться говорить даже на русском языке? Есть счастливые исключения, слава Богу, но мне кажется, что этот экзамен станет очередным формализмом, ибо объективно он ничего не покажет. А детям ещё больше стресса перед ЦТ. Чтобы научить человека реагировать, высказываться, понимать на слух нужна ежедневная практика. Какой смысл в этом экзамене? Уважаемые члены Минобра! А давайте и вам в следующем году устроим экзамен по иностранному языку?! Думаю, идея настолько же «логичная», как и сделать экзамен по ин.языку в школе с 2 часами в неделю.
Юра, два часа уже не два, а три. Не забывай также про деление классов на три подгруппы. Это так, между прочим. Хоть кое-что.
Экзамен как таковой не является особым стимулом или панацеей. Менять нужно подходы к обучению. А про угробленные хорошие начинания в статье правильно говорится.
Объективной оценки без цифр не бывает (Хаус)
Мы детей оцениваем, нас оценивают категориями, рублями….
Правда, вышестоящие структуры не очень любят, когда ИХ оценивают.
Итак, каждый выпускник на выходе из школы должен свободно разговаривать на одном из иностранных языков (Министр образования)
Намеснік міністра адукацыі нашай краіны Казімір Фарыно і рэктар Мінскага дзяржаўнага лінгвістычнага ўніверсітэта Наталля Баранава ўпэўненыя, што для гэтага цяпер існуюць тры важнейшыя арганізацыйныя ўмовы, якія прыйшлі ў школу адначасова:
гэта павелічэнне колькасці гадзін на вывучэнне замежнай мовы, дзяленне класаў на малаколькасныя падгрупы (ад 6 да 9 чалавек) і з’яўленне такога магутнага стымулу, як абавязковы выпускны экзамен у сярэдняй школе.
Кроме этого у нас уже
1. есть Кодекс об образовании
…ни одна страна не имеет документа, который бы объединял всю сферу образования. До Кодекса в Беларуси действовали больше 50 правовых актов, которые теперь теряют свою силу … это внушительный — 295 статей – документ … но принципиальных, системных новшеств в нем нет. (Министр образования)
• «Внушительный документ» учителю не поможет улучшить качество преподавания. Он нужен для чиновника для облегчения его деятельности. А вообще «уникальность» данного документа (такого нет ни у кого) несколько настораживает.
2. …увеличено количество часов … добавлен целый час для изучения иностранного языка и уменьшена численность группы.
• Но за два года до этого было уменьшение. Это, скорее, исправление ошибок, а не заслуга. Три часа не решат поставленных задач, даже пять гимназических часов не сделают погоды.
3. …разработано 80 дидактических сценариев уроков для 5-6 классов. (ректор МГЛУ)
Не очень понятно, кем разработаны. Авторами?
Вообще-то нужно (~100 (уроков/год) ? 9(лет обучения) ?5 (языков) =)4500 сценариев уроков. Восемьдесят разработок – это менее 2% от необходимого.
4. Учебно-методическая база для подготовки старшеклассников к коммуникативному экзамену по иностранному языку готова (зам. министра)
• К 1 сентября 2011 года с учётом результатов экспериментальной работы по апробации макетных образцов экзаменационных материалов будут опубликованы в средствах массовой информации и размещены на сайте Министерства образования методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена в устной форме.
По вашему запросу «Экзаменационные материалы по иностранному языку» ничего не найдено. (Ответ на портале МО (25.03.2012)
5. …есть зарплата, которой довольны все педагоги, (поэтому мы ставим вопрос о повышении результативности их работы — министр образования)
• Достаточно своеобразная причинно-следственная связь прослеживается
6. … есть УМК
… «учебно-методическое обеспечение для школы готово и оно неплохого качества … Главное, что в ближайшее время должно произойти в школе, — это широкое внедрение таких технологий преподавания, которые обеспечат овладение речевыми нормами путем подчинения изучения лексики и грамматических правил». (2010- ректор МГЛУ)
«…в современных УМК по иностранным языкам, учтены основные принципы работы отечественной педагогики, имеется своя национальная составляющая, если хотите, свой национальный колорит» (из выступления на республиканском семинаре -2011)
Остановлюсь только на формальном анализе качества УМК:
• Компоненты УМК
1. Учебная программа
2. Учебник
3. Рабочая тетрадь
4. Аудиокассета (?)
5. Книга для учителя
6. Компакт-диски
7. Книга для чтения
8. Сборник тестов
9. Дидактический раздаточный материал
10.Учебные видеофильмы
11.Грамматический справочник
12.Прописи
13. Дидактические игры
14.Учеб¬ные пособия для самостоятельной работы
15.Компью¬терные програм¬мы
16.Лингвострановедческий справочник
17.Учебные пособия для обеспечения вариативного компонента
18.Электронные учебники
19.Мультимедийный компьютерный курс
На сегодня из 19 компонентов существует только три. (!!!) Это, по-видимому, и есть национальный колорит?
Словом, проблем много. Виновник один. Серьезное препятствие на пути достижения успеха по мнению чиновников (попытайтесь догадаться)…
• — Частка настаўнікаў не разумеюць да канца, што азначае камунікатыўнасць у навучанні замежным мовам.
• — Некаторыя настаўнікі памылкова лічаць, што калі яны на ўроку чыталі з вучнямі тэкст і задавалі пытанні да тэкста, то другая частка ўрока была камунікатыўнай. На самай справе гэта была толькі работа з тэкстам.
• — Калі ўрок праходзіць у выглядзе маналогу настаўніка, то пастаўленай мэты — развіцця ў школьнікаў гутарковых навыкаў — вы ніколі не зможаце дабіцца
• — змяншэнне колькасці вучняў у групе не спрашчае, як памылкова мяркуюць некаторыя настаўнікі, а ўскладняе работу педагога, паколькі яму цяпер даводзіцца вырашаць зусім іншыя задачы.
• — трывожаць настаўнікі, якія выкладаюць, але самі не размаўляюць на замежнай мове
• — дзіця пастаянна баіцца дапусціць памылку, яго свядомасць сціскаецца і не пускае ў сябе іншамоўную інфармацыю.
— задаяце сваім вучням такія дамашнія заданні, з якімі самастойна справіцца проста немагчыма
• — вучням пятых, шостых і сёмых класаў даюцца дамашнія заданні творчага характару, што абсалютна недапушчальна
• — школах у 2008 і 2009 гадах. Высветлілася, што (за рэдкім выключэннем) экзамен не быў камунікатыўным, а тэксты білетаў утрымлівалі памылкі, дзе-нідзе — шматлікія.
• И так далее …
Конечно, серьезное препятствие на пути достижения успеха — учитель.
Перефразируя одну российскую звезду (некто Аршавин), можно от имени чиновников заявить: «недорогие (во всех смыслах) учителя! Это ваши проблемы, что мы вами плохо руководим»
Между подчиненным и руководителем всегда есть конфликт интересов. Конфликты разрешаются путем переговоров.
У педагогической общественности есть что сказать. Но пока ее никто не слушает. И задача педагогического актива собрать «интеллектуальные сгустки», чтобы педагоги не разменивались на различных форумах выплеском своих эмоций. А нам нужно аргументировано доказывать и показывать пути выхода из сложнейшей ситуации.
В стране достаточно своеобразная ситуация с иностранным языком. Три года назад было заявлено, что для иностранного языка достаточно и двух часов: дескать, даже на белорусский язык меньше отведено. Методическая наука ни слова тогда не проронила. За три недели до начала 2010-2011 учебного года ситуация меняется – оказывается, что все-таки мало часов для изучения иностранного языка и программой уже предусмотрены три часа. Продекларирована идея о разговорном языке. А это принципиально другой подход к изучению языка и соответственно другой УМК. Белорусская методическая наука все еще молчит. Это косвенно подтверждает ее отсутствие или ее безразличие к происходящему.
Мы часто смотрим на опыт российских коллег и не без оснований. Но и там есть проблемы. Доктор педагогических наук, профессор Е.И.Пассов позволил себе заявить: «Катастрофическое состояние методики как науки является следствием, прежде всего методологической беззаботности методистов. Эта беззаботность привела к тому, что методика наша заболела болезнью, которую я бы назвал «гносеологической дистрофией»». Далее Пассов Е.И. приводит симптомы болезни: «отсутствие развитого самосознания… ложная самодостаточность, эклектизм, эмпиризм (самообманная вера в истинность личного опыта), дилетантизм (…родственник примитивизации)…».
У нас ситуация, судя по качеству белорусских УМК, еще более катастрофическая.
• В белорусской методической науке многие вопросы решаются интуитивно.
• Отсюда понятен сарказм одного из методистов: Применим методику такую: «Давайте делать все наоборот!»
• Отсюда понятна логика, в какой-то степени здравого смысла, представителя МинОбра: Пишите то, что от вас требуют, делайте то, что считаете правильным. (?)
Продолжение следует (я так думаю).
Ваш детальный анализ проблемы, Александр, заслуживает того, чтобы быть опубликованным отдельной статьёй. Спасибо большое. Если позволите, я помещу Ваш комментарий на Блоге учителей.
+500!
aye
особенно умиляет постоянно звучащий из уст чиновников от образования постулат, что сердце методической работы находится в рамках МО учителей школы