Должен ли учитель готовить школьников к ЦТ?
Должен ли учитель готовить школьников к сдаче ЦТ?
Вопрос возник не потому, что я вынуждена кого-то готовить или не готовить. Поводом послужило письмо одного молодого специалиста, писавшего, что ему крайне необходимы материалы РТ и просившего меня их выслать, иначе караул, беда, не сможет помочь ученикам с подготовкой к ЦТ.
Прежде всего хотелось бы отметить, что готовят учеников к сдаче ЦТ вовсе не по материалам ЦТ или РТ, а берут неимоверный пласт грамматики и лексики за все годы обучения плюс ещё больше, заучивают массу устойчивых выражений, фразовых глаголов, предлогов, суффиксов-префиксов, закрепляют материал в огромном количестве упражнений. Читают тексты. Чему только не учат, пользуясь отечественными и зарубежными пособиями!
Сами материалы РТ и ЦТ нужны только для того, чтобы быть в курсе уровня, которого нужно достичь с учащимися, чтобы знать форму теста и избежать неожиданностей на тестировании, если вдруг попадётся задание, с которым ученик не знаком.
Учителям задания РТ интересны тем, что хочется взглянуть, что там на этот раз намудрили составители. Отличаются ли задания от заданий предыдущих лет. Вдруг что-то новое добавилось. Интересно прорешать, обсудить с коллегами. Убедиться, что сам на уровне.
ЦТ это или РТ — значения не имеет: как утверждают составители, задания они берут из одного банка данных.
Неоднократно читаю в сети рассуждения коллег о том, должен ли школьный учитель готовить к ЦТ. А нашего предмета это касается больше всего, так как результат обучения — устный экзамен, а ЦТ — это нечто иное.
Где искать ответ, чем руководствоваться? Есть у нас такой документ — Программа.
Образовательные цели — овладение основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо и письменная речь) и формирование соответствующих языковых знаний, речевых навыков и умений; обогащение языкового, речевого и личностного опыта учащихся посредством расширения кругозора и на основе усвоения культуроведческих и лингвострановедческих реалий.
Реализация образовательных целей направлена на практическое овладение иностранным языком как средством общения в единстве его когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; на формирование умений самостоятельной работы с иноязычным материалом.
Где написано, что учитель должен готовить школьника к поступлению? Вы скажете, что школа на то и школа, чтобы, закончив её и получив необходимый багаж знаний, ученик был в состоянии поступить в высшее учебное заведение. Однако был бы то единый экзамен, как, скажем, в России. У нас же это два разных экзамена. И подготовка к ним, соответственно, разная.
Подготовка к ЦТ не прописана в Программе, иначе почему тогда в заданиях централизованного тестирования содержится 50 процентов материала, который не изучается в школе (в одной из статей на блоге я как-то анализировала «изучается-не изучается»). Может, за время, прошедшее с момента написания той заметки, что-то изменилось и уровень заданий ЦТ приведён в соответствие со школьной программой? Не думаю. Тогда почему учитель должен готовить к ЦТ?
Передо мной тематический анализ ошибок одного этапа РТ 2011 года. Данные предоставлены региональным центром тестирования, официальным представителем РИКЗ в Гомельской области Гомельским государственным политехническим университетом. Смотрим, сколько раз в анализе помечено, что материал не изучается.
Считаем пункты. 31 из 60. В другом документе другого этапа меток «Не изучается» 23 из 60.
Вы скажете, на это есть факультативы. Для факультативов есть свои программы. И та же Программа рекомендует для проведения факультативов опираться на прописанный в ней материал. Об уровне выше прописанного в Программе речи не идёт. Отсюда и формулировка в листе с тематическим анализом ошибок репетиционного тестирования «Не изучается». Ну и пусть не изучается. Изучать материал за пределами Программы учитель не обязан.
Главная задача учителя на данный момент — подготовить учеников к сдаче устного экзамена. Почему тогда на уроке учитель должен предусматривать дополнительные индивидуальные задания для учащихся, готовящихся к ЦТ? Почему учителя дёргают, если ученик сдал ЦТ на не очень высокий балл?
Хочет ученик поступить — его право выбрать курсы, репетитора, поменять учебное заведение (поступить в лицей, например). Самостоятельную работу над языком тоже ещё никто не отменял. Вот это и есть подготовка к поступлению.
Учитель не может объять необъятное. Но, уверена, с учителя спросят и за экзамен, и за ЦТ.
Не должен. Задачи у него другие. Жаль, что порой он не может ответить на вопросы из заданий уровня ЦТ.
Покажите мне учителя, который интересуется (Р/Ц)Т, если он к нему не готовит на частной основе?