Той же дорогой в школу
Наверное, не совсем корректно задавать на блоге вопрос, ответ на который, возможно, кто-то постесняется давать в комментариях.
По ряду причин я не смогла присутствовать на экзамене у коллег, а у меня в этом году не было выпускного класса, только десятый, который я пыталась вразумить не терять времени даром, наверстывать упущенное. Сомневаюсь, что вразумила.
Очень хочется представить общую картину. Как прошёл экзамен?
Судя по тому, какой контингент учащихся приходит в 10 класс обычной средней школы, ждать радужных результатов на экзамене не стоило. Так и случилось, результаты разные. Могу сказать, что те, кто получил 10 баллов на экзамене, ответили на все вопросы билета, но нельзя с уверенностью утверждать, что эти лучшие ученики владеют языком на должном уровне. Есть и получившие на экзамене очень низкие баллы. Тут вообще не о чем говорить.
Состояние у учителей иностранного языка повышенно-тревожное. С одной стороны, понимаешь, что введение третьего часа и завершение обучения экзаменом никак не могло повлиять на качество подготовки учащихся. Было уже такое, проходили. Как не говорили наши ученики десятилетиями, заканчивая школу и вуз, так и не говорят. Глупо было предполагать, что известие о предстоящем экзамене что-то изменит. А тут и повышение ставки до 20 часов, и результаты экзамена, которые приводят в ужас. В общем, не знаешь, чего ждать завтра.
Всё же лично меня волнует другое. Что мы делаем не так? Тому ли мы учим и так ли мы учим? Ясно ведь, что что-то не так. Владеет ли сам учитель иностранного языка разговорной речью на достаточном уровне? Очень хочется верить, что да. Ставится под сомнение методика и учебники. Даёт ли результат применение современных технологий? Имеется ли в распоряжении учителя необходимое оборудование? И какое вообще оборудование необходимо учителю иностранного языка? Необходимо ли?
Очевидно также, что спускаемые сверху рекомендации поддержать учителей иностранного языка, создать условия для работы в связи с предстоящим экзаменом не выполняются. (Интересно, а без экзамена поддерживать не следует? Хорошо бы издал ещё кто-нибудь приказ «Не препятствовать».) Возможно, не везде. Не хочется говорить плохо о своей школе, но два кабинета иностранного языка, которые были в прошлом году предоставлены в наше распоряжение, в этом году снова планируется отдать под начальные классы. А в кабинетах этих по два учителя. Пусть кабинеты скромные, без компьютеров, видео и тому подобного, но нервные клетки учителю и ученикам эти кабинеты хоть как, да сберегали.
Конечно, многое зависит от самого учителя, его подготовки, личности. Только разбиваешься в доску за нищенскую зарплату, гробишь своё здоровье, а оказываешься учителем неговорящего ученика. Невыносимо.
Как ваши ученики сдали экзамен, коллеги? Что бы вы изменили в преподавании предмета, чтобы достичь лучшего результата?
Не надеюсь на диалог и обсуждение. Пытаюсь справиться с негативом, который всё чаще испытываю, теряя веру в профессию и в систему образования вообще. Хочется набрать в грудь побольше воздуха: «Да пошло оно всё!» А идёшь опять той же дорогой в школу…
Татьяна Петровна, Ваши тревоги, сомнения и пр. вполне оправданы. Не говорили, не говорят и не думаю , что заговорят дети обычной средней школы на иностранном. У нас в школе та же картина. ( со слов «иностранцев»)
Одна моя знакомая после работы преподавателем в инязе перешла работать в один из частных образовательных центров. Восхищению методами и техническими возможностями оного нет предела. Никакого сравнения со школой и инязом. Как они там учат?
Успехов Вам. Не волнуйтесь. Не все зависит от нас , к сожалению. А может и к счастью, не все зависит от нас.
Спасибо за мнение, Алла Николаевна.
К сожалению, частных образовательных центров на всех не хватит. Счастлив тот человек, который получает удовольствие от своей работы.
Я к тому, что поделиться своим опытом они конечно не хотят. Но дети , да и взрослые , бегут к ним с удовольствием. И говорить начинают за несколько месяцев. Вот нам бы их методики и возможности!
Интересно, кто вообще ходит в школу с удовольствием.
Возможно, не методика стоит во главе угла. Мотивация. Хотя занятия, вероятно, строятся далеко не так, как в школе. Общение в малых группах. Не могу обсуждать то, о чём знаю понаслышке.
Все взаимосвязано : и методика , и мотивация.
Давайте уже отдыхать будем. Лето. Забудем на некоторое время про школу. Хорошего Вам отпуска.
Спасибо. И Вам тоже.
Что лично я собираюсь предпринять в сложившейся ситуации? Первое, с чего начну новый учебный год — изживу из урока русский язык в принципе.
А из того, что не в моей компетенции, я бы назвала раннее обучение языку. С 1 класса.
Детей можно научить говорить и в сложившихся условиях. Пусть через одного. Для этого нужно с ними разговаривать на языке, а не штудировать наравне с учениками постоянно меняющиеся учебники.
Здравствуйте Татьяна Петровна. Во-первых спасибо за ваш сайт: очень много полезной и интересной информации.Я-начинающий педагог (1 год в профессии)и пришлось в этом году столкнуться с экзаменом (коллега за месяц до конца года ушла в декретный и мне подкинули 11 класс).Сдавали экзамен. Сдали.По моему мнению большая часть сдававших свои годовые оценки не подтвердили. Говорят мало и с огромным количеством ошибок.9 получила 1 девочка, которая с 5-го класса ходит к репетитору.Много вопросов по оцениванию ответа.Как нужно говорить на 6,5,7, мне не очень понятно.Ваша эта статья полностью отражает мои мысли в преддверии нового учебного года.Что изменить в преподавании не знаю. Планирую учить элементарно строить предложение, желательно сложное, лексику учить выражениями, а не отдельными словами, пересказывать тексты. Как учить представляю пока слабо. Но терять оптимизм не стоит.Школа- это сложно, но если не мы, то кто?
Здравствуйте, Вера. Спасибо за мнение о блоге и за Ваш оптимизм.
На днях переписывалась с коллегой из Минского района, сегодня заглянула на сайт коллег из Щучинской гимназии. Постоянно читаю блоги коллег Татьяны и Натальи, где они выкладывали ответы к билетам. Сложилось мнение, что требования к экзамену и подготовке были не везде одинаковые.
В Минском районе темы как таковой не было вообще. Были ответы на вопросы. На первый вопрос был ответ, а не тема. И коллега пояснила, что именно такие требования были к экзамену со стороны методистов («забудьте слово тема»). То есть, сказал ребёнок Yes или No — это уже коммуникация и ответ засчитан. И так на все пункты по третьей части экзамена. Если посмотреть, что представлял из себя гипотетический ответ ученика гимназии — это ТЕМА (ну, раз говорить ТЕМА нельзя, скажем ОЧЕНЬ РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ) + ответ на вопрос + совет + плюс вопросы. Как дать совет тоже все поняли по разному. Отсюда я делаю вывод, что объективной картины по результатам экзамена в этом году мы не увидим, так как разными были требования.
У нас дети на первый вопрос отвечали предложений 10, далее так, как я писала выше. Один класс сдал очень хорошо, много десяток, но мы их называем «последними из магикан» — последний класс, начинавший изучать язык на углубленном уровне. Я помогала коллеге проводить у них репетицию, и хотя не была на экзамене, ответы слышала. Эти дети могут говорить, плюс ещё и зазубрили. А второй класс обычный и результаты ниже. Некоторые из 102 часов пропустили 50 без причины, о каком английском может идти речь? Коллеги мои ставили отметки объективно, не завышая. Уж что они нескольким ученикам поставили — промолчу.
Да, Вы знаете, ученикам очень понравилась информация про Yes и No это тоже ответ. Они тоже просто отвечали на вопрос 1,2, максимум 3 предложениями. А заставить их выучить тему было нереально.
Я немного не согласна с такой постановкой вопроса (Yes/No). Если мы учим устной речи, а на экзамене достаточно Yes или No, то это не экзамен, а цирк.
Впервые не стала сдерживать своего желания оставить комментарий…
Но во-первых, хочу выразить свою признательность автору за сайт. Вы — практически мой лучик света в тёмном царстве!Приятно видеть,что мы с Вами идем одной дорогой.
Во-вторых,экзамен…Я всегда работаю в 11х классах. И мои ученики сдают английский практически ежегодно как экзамен по выбору. не секрет,конечно,что те,кто его выбирает,являются сильными учениками, что делает экзамен не похожим на обоюдную пытку.
Так было и в этом году. Несмотря на обязательный характер экзамена. У нас один одиннадцатый класс,который делится на 2 группы (10 и 9 человек соответственно).Моя группа считалась «сильной».По итогом года: одна «тройка», одна «шестерка», две «семерки», остальные 8-9. «Десяток» за год я поставить не решилась,откровенно говоря.Результаты экзамена:пятеро моих учеников подтвердили годовую отметку, пятеро повысили.Не могу не отметить, что наибольшие сложности возникли с подтверждением «тройки». Первый блин вышел не комом, считаю. Почему? Потому что этот класс когда-то изучал иностранный язык на повышенном уровне.Потому что им не нужно объяснять,что такое phrasal verbs. Потому что они понимают необходимость каждодневного труда при изучении английского языка. Вывод: это способные и благодарные дети. с которыми было приятно и интересно работать. Отсюда и результат.
А что ждет дальше? Этот вопрос остается открытым. К сожалению, учащиеся и по-русски в большинстве своем на 10 не изъясняются. Что уж об иностранном говорить?
Я в школе 6 лет, и это мой 4й учебник в 11 классе. Не многовато ли? Лексика нынешнего учебника среднестатистическому ученику точно не под силу. А видя перед собой это препятствие, ученик средних способностей со средней мотивацией опустит руки. И что делать? Держать детей в стрессе, «пугая» экзаменом? Точно не выход!Хотя знаю, к подобным методам прибегают.
Я являюсь сторонником того, чтобы учить говорить правильными, доступными и короткими предложениями. Кроме того, считаю ненормальной ситуацию,когда целый год учитель начитывает тексты, а на экзамене детям ,которые и без того волнуются, приходится слушать аудиозаписи. чтобы дети заговорили, они должны понимать иноязычную речь. а здесь снова встает вопрос технической оснащенности (в моей школе это один магнитофон,не читающий флешку, для троих учителей). Но я здесь не для того,чтобы жаловаться. Спасение утопающего-дело рук самого утопающего.
Здравствуйте, Kat! Спасибо за добрые слова в мой адрес и за высказанное мнение по поводу экзамена.
У меня тоже магнитофон, не читающий флешку. Записать аудио на диск не составляет труда, поэтому меня не особенно беспокоит, читает магнитофон флешку или нет. (Весело, один ребёнок не понял, что это за «чудо»-техника, переспросил).
Совершенно с Вами согласна, что слушать нужно не только учителя и начинать прослушивание аутентичных аудиотекстов в записи как можно раньше.
Вы пишете про короткие предложения. На начальном этапе тоже придерживаюсь такого подхода, пока не уложатся структуры, затем согласование времён. Однако, поправляя ученика и добиваясь такой правильности, мы рискуем отбить желание высказываться. Тут важно уметь исправлять ошибки. Если Вам интересно, мы с учениками практикуем такой способ. Чтобы отвечающего слушали все, говорю, что оценивать ответ будет кто-то по жребию. При оценивании от «учителя» требуется:
1) Сказать пару хороших слов в адрес отвечающего (мне понравилось то-то и то-то в ответе [объём высказывания, самостоятельность ответа, неожиданная новая мысль, произношение, употребление новых слов])
2) Не указывать на ошибки прямо, а попросить повторить ту или иную мысль (как ты скажешь… как будет по-английски… скажи: «…..»)
3) Дать совет, как избежать подобных ошибок в следующий раз (повторить лексику на стр. такой-то, записать себе пример в тетрадь и запомнить, перевести такое-то предложение)
PS: Кстати, заметила, что те, кто хочет говорить и может говорить, говорят как раз длинными предложениями и до тех пор «наворачивают» информацию, пока не застопорятся в собственном высказывании от недостатка языковых средств.