Учить или не учить алфавит?

В прошлом году был у меня 3-й класс, 8 учеников. Классный руководитель разделила класс на три группы по списку: две английские группы и немецкая. То есть, дети не отборные.

Так уж получилось, что этот класс попал под мой эксперимент, результатом которого является следующее: из 8 учеников читают 7.  Читают, если можно так выразиться, прочно. Например, половина учеников может хорошо прочитать вслух любой текст из учебника 3 класса на страницу-полторы, вторая половина прочитает с ошибками, но прочитает.

Не справляется девочка (впору задуматься о гендерной педагогике).  В группе всего две девочки, остальные мальчики, причём мальчики по отношению к девочкам ведут себя достаточно агрессивно: «Девочкам эстафету не передавать!» Это значит, если ученики передают очередь ответа следующему, то мальчик передаст очередь мальчику. Девочки в игноре.

Что вижу я причиной того, что ученица не читает? Пропуски, рассеянность и характер. Печально, конечно, условия для всех учеников одинаковые. Звонила бабушка, недоумевала, выразила мнение: «Как же сейчас учат, что дитя не читает?» Потом удивилась, что все остальные, оказывается, читают и что ради её внучки все дети завели словарики раньше времени, чтобы писать в них «напоминалки» — то, что не получалось в ходе урока и на что нужно обратить внимание.

И всё же 7 из 8-ми это успех. Успех, на мой взгляд, основанный на методе phonics — изучаются не буквы алфавита, а звуки. Почему я написала о второй половине «с ошибками»? Это «санаторщики», пропустившие часть занятий. И хотя мы с группой (это тоже часть эксперимента: научился сам — научи товарища) помогали и даже часть урока отводили специально в помощь пропустившим, чтение при имеющихся способностях могло бы быть и лучше.

Легко ли дался эксперимент? Легко. Мамы дома не переучивали. Был момент пережитого ужаса от того, что мои ученики в моё отсутствие на уроке коллеги пели английскую песенку-алфавит. Тут же на следующий урок «пришли» буквы.  Чуть не сорвался эксперимент.

Как мы учили звуки? Алфавит звучал так:

э, б, к, д, э, ф, г

х, и, дж, к, л, м, н, о, п

к, р, с, т, а, в, ув

кс, й, з.

Пока дети не выучили звуки, буквы не назывались.

Потом мы понемножку стали изучать буквы, дающие два звука. И опять звуками, с наглядностью в виде знакомых или новых интересных слов. Часто использовали видео по теме, где распевали звуки и слова. Результат меня порадовал.

Должна признаться, что не все мои ученики сейчас знают алфавит в его классическом исполнении. Но читают.

Вопрос: учить алфавит или не учить? Что ответите вы? Читайте статью Ольги с описанием интересных видов работы по изучению алфавита и решайте. Я же в следующем году в новом (говорят, те ещё сорванцы) 3-м классе снова применю этот же метод. Результаты одного года обучения меня не удовлетворяют, хочу подтверждения.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: