Учить или не учить алфавит?
В прошлом году был у меня 3-й класс, 8 учеников. Классный руководитель разделила класс на три группы по списку: две английские группы и немецкая. То есть, дети не отборные.
Так уж получилось, что этот класс попал под мой эксперимент, результатом которого является следующее: из 8 учеников читают 7. Читают, если можно так выразиться, прочно. Например, половина учеников может хорошо прочитать вслух любой текст из учебника 3 класса на страницу-полторы, вторая половина прочитает с ошибками, но прочитает.
Не справляется девочка (впору задуматься о гендерной педагогике). В группе всего две девочки, остальные мальчики, причём мальчики по отношению к девочкам ведут себя достаточно агрессивно: «Девочкам эстафету не передавать!» Это значит, если ученики передают очередь ответа следующему, то мальчик передаст очередь мальчику. Девочки в игноре.
Что вижу я причиной того, что ученица не читает? Пропуски, рассеянность и характер. Печально, конечно, условия для всех учеников одинаковые. Звонила бабушка, недоумевала, выразила мнение: «Как же сейчас учат, что дитя не читает?» Потом удивилась, что все остальные, оказывается, читают и что ради её внучки все дети завели словарики раньше времени, чтобы писать в них «напоминалки» — то, что не получалось в ходе урока и на что нужно обратить внимание.
И всё же 7 из 8-ми это успех. Успех, на мой взгляд, основанный на методе phonics — изучаются не буквы алфавита, а звуки. Почему я написала о второй половине «с ошибками»? Это «санаторщики», пропустившие часть занятий. И хотя мы с группой (это тоже часть эксперимента: научился сам — научи товарища) помогали и даже часть урока отводили специально в помощь пропустившим, чтение при имеющихся способностях могло бы быть и лучше.
Легко ли дался эксперимент? Легко. Мамы дома не переучивали. Был момент пережитого ужаса от того, что мои ученики в моё отсутствие на уроке коллеги пели английскую песенку-алфавит. Тут же на следующий урок «пришли» буквы. Чуть не сорвался эксперимент.
Как мы учили звуки? Алфавит звучал так:
э, б, к, д, э, ф, г
х, и, дж, к, л, м, н, о, п
к, р, с, т, а, в, ув
кс, й, з.
Пока дети не выучили звуки, буквы не назывались.
Потом мы понемножку стали изучать буквы, дающие два звука. И опять звуками, с наглядностью в виде знакомых или новых интересных слов. Часто использовали видео по теме, где распевали звуки и слова. Результат меня порадовал.
Должна признаться, что не все мои ученики сейчас знают алфавит в его классическом исполнении. Но читают.
Вопрос: учить алфавит или не учить? Что ответите вы? Читайте статью Ольги с описанием интересных видов работы по изучению алфавита и решайте. Я же в следующем году в новом (говорят, те ещё сорванцы) 3-м классе снова применю этот же метод. Результаты одного года обучения меня не удовлетворяют, хочу подтверждения.
Я слышала об этом методе. Но по-моему, дети в 3 классе уже имеют четкое представление о том, что такое звук и что такое буква (из уроков русского и белорусского). У меня в позапрошлом году было 4 третьих класса (т.е. целая параллель). Всего 40 детей. Из них читать не научился только один (из неблагополучной семьи) и 5 читали плоховато (т.е. медленно и где-то могли допустить ошибки). И с ними я просто занималась дополнительно на поддерживающих занятиях по старому учебнику для 3 класса Пановой, Хмельницкой и Маглыш (2006г), где есть раздел «учимся читать» с достаточным количеством упражнений на чтение. Правда, мы проходили все равно их не в том порядке, как в книге, а исходя из «буква — звуки, которые она передает в различных позициях», с сильными детьми (у меня было 2 платных группы) мы вообще научились читать гласные по 4 типам чтения и разные буквосочетания, которые изучаются только в 4 и 5 классах, и результат меня очень порадовал. Поэтому исходя из моего опыта, не могу согласиться, что метод «от буквы к звуку» так уж плох. Но у каждого может быть свое мнение.
Мне импонирует Ваше мнение. Могу сказать, что до сих пор старшие коллеги с благодарностью вспоминают учебник Старкова, по которому научить читать было проще, чем по нынешним учебникам. 5 класс, чтение по типам слога.
Могу также привести пример учебников Верещагиной, где чтение, на мой взгляд, также подавалось весьма удачно — читали все. Устное опережение, типы слога. Я уже не раз это мнение высказывала, повторяюсь.
В условиях трёх часов в неделю, моей второй смены и бесконечных поездок детей в санаторий я только один раз смогла позаниматься с двумя учениками дополнительно, оставив (в виде наказания — да-да 🙂 -за невыполненное ДЗ) после уроков. Мальчику хватило получаса, чтобы понять суть, а девочке (о ней речь в заметке) не хватило и 45 минут.
Я не могу себе позволить тратить время на игры с буквами на уроке. Причём, игра процесс довольно хаотичный. Я играю с детьми, но не в алфавит. Мне это просто не нужно. Плакат с буквами в начале урока, пробежались, повторили, видео посмотрели и читаем.