Разбор задания по чтению из 2 варианта 3 этапа РТ 2013/2014

Вспомнился текст для чтения из 2 варианта 2 этапа РТ прошлого учебного года, по поводу ответов к которому у нас с коллегой возникли разногласия. Перечитываю сейчас этот текст и не вижу иных вариантов, всё предельно ясно. Но как научить  абитуриента делать правильный выбор? Выработав для себя систему работы с текстами, можно раз и навсегда избавиться от страха перед чтением на ЦТ, приобрести уверенность в своих знаниях и своего рода удовлетворение от того, что тексты вам не страшны.

Прежде всего (и это самое важное) для успешной работы с текстами нужен достаточный словарный запас. Словарный запас, в свою очередь, предполагает знание синонимов и антонимов, умение перефраза, способность определить тему отрывка.

Рассмотрим один из вариантов работы с данным видом заданий, который строится на определении семантических групп слов и подборе синонимов. Для меня такой способ работы с текстом является самым лёгким и самым безошибочным.

Прочитайте текст. Подберите заголовок к каждому абзацу в соответствии с его содержанием. Укажите номер выбранного варианта ответа в бланке ответов.

(A43) ____ A recent survey by Austin Knight reveals that in British industry the ‘long hour culture’ is the new British disease. In their report of over 22 well-known British companies representing over one million workers, they found that British office workers have some of the longest hours in Europe, if not the longest.
(A44) ____ They found that two out of three work 40 hours or more per week, 25 per cent work 50 hours or more. In addition, 76 per cent of these workers say that continually working long hours affects their physical health, 47 percent say their families suffer and 45 per cent feel their work performance is undermined.
(A45) ____ So, what can be done? Obviously one important step is that employers understand the potential negative effects of long working hours on their employees’, family and performance. However there are strategies that individuals can engage in that will help them manage their time better.
(A46)  _____ There seem to be at least three different types of time wasters. First there is the type who feels that you need not ‘do today what you can do tomorrow’. These time wasters see the job as ‘too big’ for them to handle. The basic tips for these people are (1) to break up huge tasks into smaller jobs, (2) to draw up a list of things to do with the most important tasks at the top and the least important at the bottom, (3) to balance routine tasks with enjoyable ones and (4) to deal with each document that comes their way once only (read it, act upon it, file it, throw it away).
(A47) ____ Second, there are the ‘poor delegators’, the people who feel that a job as well as they can. They feel that by not doing the job, they are not fulfilling their responsibilities. The basic: tips for these types are: (1) to accept that delegation does not mean giving up responsibility, (2) having delegated a job, to leave the person to get on with it, and (3) say ‘no’ politely to work that is outside their area of responsibility.
(A48) ____ Finally, there is the disorganised type who is instantly recognised by piles of paper around his or her desk. These individuals miss or are late for appointments, forget or misplace papers and are frequently involved in trying to find lost telephone numbers, diary dates and people’s names. They need to do some of the following: (1) stick to one task and finish it, (2) buy a large note pad for writing down all notes, messages, etc., (3) clear the top of their desk and have only the task they are dealing with in front of them, (4) spend time setting up systems to gain control of the chaos.

Подберите заголовки к абзацам A43-A45 из предложенных (1-4). Один заголовок является лишним.

1) Those in charge aware of problem
2) Employers and workers need to change
3) Bad effects at home and at work
4) Time spent working

Подберите заголовки к абзацам А46-А48 из предложенных (1-4). Один заголовок является лишним.

1) Inability to let others help
2) Failure to take responsibility
3) Feeling there is too much to do
4) Lacking a clear system

Пояснения

А43. Прочитав данный абзац и определив тему абзаца (у британских служащих самый длинный рабочий день), я нахожу повторяющиеся слова, раскрывающие эту тему: long hour culture, the longest hours. Это подтверждение тому, что тема абзаца определена правильно. Среди вариантов ответа вижу Time spent working. Прокручиваю цепочку от темы к лексике: рабочее время — часы — hours — time. Ответ очевиден. Выбираем 4.

А44. Выбор ответа  основывается  на выражениях affects their physical health,  their families, suffer. Сравним: Bad effects at home and at work. Ответ — 3.
В данном случае полезным оказывается знание confusing words effect/affect:
effect — результат, следствие
affect — (воз)действовать ( на что-л. ); влиять
home = families
bad effects = suffer
Слова suffer и health входят в одну семантическую группу, как и family, home.

А45.  Это и есть абзац, вызвавший сомнения. Остановимся на нём подробнее. В абзаце упоминаются и наниматели, и служащие. Выбор предстоит сделать между 1 и 2.

В первом предложении наше внимание привлекают слова important step, employers understand, negative effects. Это значит, что наниматели в курсе того, что их служащие трудятся слишком много. Служащие также могут кое-что изменить, применив определённые стратегии. Могут ли стратегии привести к сокращению рабочего дня, ведь он устанавливается нанимателем? Я считаю, что нет. Наниматель, зная о проблеме, ничего не делает, рабочий день в британской промышленности по-прежнему самый длинный. Но имеется союз however. Если бы не этот союз, я бы выбрала 1, так как aware of = understand.

Пришлось заглянуть в первоисточник. Оказалось, составители выбросили из текста один абзац, на который пункт 1 и был заголовком. Тогда всё встало на свои места. Получается, что выбрать правильный вариант в данном абзаце помог синтаксис, в частности, союз however. В моём случае меньше надо было рассуждать и отступать от содержания абзаца.

Попробуйте проделать вторую часть задания. Затем сравните свои ответы с моими подсказками.

47-1 inability to let others = nobody can do, to let = delegation
46 — 3 too much to do = ‘too big’
48-4 Lacking a clear system = disorganised type

Tags:
5 комментариев

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *