Разрезная грамматика

Как  интересно предъявить и закрепить грамматический материал на уроке английского языка? Этим вопросом, наверняка, задаются многие, особенно молодые преподаватели иностранного языка. Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять различные наглядные средства обучения. Рассмотрим несколько возможных  вариантов:

Вариант 1 (продвинутый): показать видео или презентацию на интерактивной доске, экране с видео-проектором или компьютерах. Конечно, вариант идеальный. Но у многих, особенно молодых учителей нет даже кабинета, не говоря уж обо всех этих технических диковинках. Такой вариант хорош для открытого урока, чтобы всех удивить, но не для рабочих уроков.

Вариант 2 (затратный): купить в книжном магазине плакаты со схемами, таблицами, опорами по каждой грамматической теме. Вариант неплохой, но требует немалых финансовых вложений. Посчитайте, это сколько грамматических тем в каждом классе, в котором вы ведете английский, и поймете, что на все и зарплаты не хватит.

Вариант 3 (грязный): писать все на доске мелом (белым или цветным). Не знаю как вы, коллеги, но как я не люблю этот мел! Напишешь пару слов и все руки уже грязные, а потом и одежда. Да и не в каждом классе есть нормальная доска, на которой все написанное хорошо видно. В нашей школе половина классов расположена в старом корпусе с ужасными досками, на которых практически ничего не видно.

Вариант 4 (ленивый): сказать детям открыть учебник на такой-то странице и самим прочитать правило. Надеюсь, коллеги пользуются таким вариантом нечасто. Возможно, когда плохо себя чувствуют.

Поиски решения привели меня в свое время к созданию разрезной грамматики, которая помогает интересно предъявить и закрепить практически любой грамматический материал, не требует больших финансовых затрат и помогает избежать использования ненавистного мела.

Итак, что же это такое? Разрезная грамматика — это набор карточек или флэш-карточек для иллюстрации грамматических правил и конструкций. Такие карточки идеально подходят для демонстрации спряжения глаголов в различных временах, образования множественного числа существительных, образования числительных (порядковых и количественных), различных местоимений и т.п. С помощью разрезной грамматики легко продемонстрировать особенности изменения порядка слов в вопросительных и отрицательных предложениях, построения различных конструкций и словообразование.

Основу разрезной грамматики составляют карточки с личными местоимениями (без них не обойтись при демонстрации спряжения глаголов), карточки с вспомогательными глаголами to be, to have и to do в различных формах и временах, а также карточки с суффиксами, частицами, окончаниями и т.п. Размер карточек зависит от того, как вы их будете использовать:

1) на большой доске в классе (тогда, карточки и шрифт могут быть побольше);

2) на партах для групповой или индивидуальной работы (тогда подойдет размер (примерно 5-7х10 см);

3) на переносной доске с прозрачными кармашками для разрезной грамматики (тогда размер карточек должен соответствовать размеру кармашек).

Как изготовить такую доску, вы узнаете в следующей статье. А пока о том, как сделать карточки:

Вариант 1 (экономный): берем листы формата А4 (можно даже чистые только с одной стороны), нарезаем их на карточки и фломастерами или маркерами пишем формы глаголов и т.п. из разрезной грамматики.

Вариант 2 (практичный и быстрый): распечатываем разрезную грамматику на белых или цветных листах черными или цветными чернилами и разрезаем на карточки.

Вариант 3 (оптимальный): распечатываем разрезную грамматику на белом или цветном картоне черными или цветными чернилами, разрезаем на карточки и обклеиваем карточки широким прозрачным скотчем (чтобы чернила со временем не стерлись). Такие карточки прослужат вам долго.

P.S.: Если у кого-то из коллег есть свои интересные идеи предъявления и закрепления грамматического материала на уроке английского языка, поделитесь.

3 комментария

  • Пользуюсь «бегунком» для предъявления грамматической структуры there is/there are (+/?) . Затрат минимум: прямо на уроке берём два тетрадных листа, складываем полосками по длине. Один оставляем длинным, из второго делаем бегунок. На длинной полоске пишем there, на бегунке is. Чуть дальше за there ставим точку и вопросительный знак. Двигая бегунок, показываем изменение порядка слов в предложении и зависимость знака препинания от позиции бегунка. (Лишний знак прикрываем рукой).
    Таким же образом демонстрируется вопросительная форма it is.

  • Спасибо, отличная идея.

    • Интересная статья. Читая её, вспоминаю первые годы своей работы, когда на изготовление всякого рода пособий уходила масса времени и средств. Теперь я разленилась и использую «танцы с бубном» — какие-то свои ухищрения, подручные материалы, рисунки на доске.
      У меня в кабинете стоит несколько (5-6?) больших коробок с раздаточным материалом (им лет…12, что ли? детишки, для которых делалось, уже школу закончили, а были малышами) и он потому сохранился, что я разрезала таблицы, наклеила картинки на картон (картон покупала в магазине, чтобы был аккуратный =)) с помощью обойного клея (пузырька бы не хватило :)) и даже приутюжила картинки к картону утюгом во избежание морщин.)
      Всё, что Вы делаете, вне всякого сомнения, даст результат. Я же куплю широкий скотч, но оклею им книжку с планированием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семьдесят четыре + = 78