Использование мнемосхем в обучении английскому языку

Мнемосхемы – это весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы. Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний. Практика показывает, что в процессе обучения удается реализовать 3 функции мнемосхем:

  1. Обобщающая функция: модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением.
  2. Планирующая функция: с опорой на модель учащийся самостоятельно конструирует фразы и даже целые высказывания.
  3. Контролирующая функция: если учащийся допустил ошибку, учитель обращает его внимание на модель. Ребенок может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее, или другие учащиеся помогают ему в этом.

В качестве компонентов мнемосхем используются разные геометрические фигуры. Например:

Фигуры изготавливаются  из цветной бумаги или картона и крепятся на доску при помощи скотча или магнитов.

С момента появления каждой новой модели, я изображаю их на доске или предлагаю детям самим, опираясь на примеры, составить схему определенного типа предложения или правила.

Учащиеся опираются на мнемосхемы при построении речевого высказывания, формулировании вопроса,  при формулировании и закреплении грамматического правила. Также на этапе проверки усвоения грамматического материала я даю ученикам задание составить схему определенного типа предложения на доске из фигур или нарисовать в тетради. Составляя схему самостоятельно, переставляя фигуры, дети запоминают в деятельности их расположение, т.е. к зрительной памяти здесь еще подключается и моторика рук. При постоянном обращении к мнемосхемам у учащихся формируется устойчивый навык их использования и правильного построения различных типов предложений на английском языке.

Мой опыт использования данного вида наглядности подтвердил его эффективность. Попробуйте и вы.

4 комментария

  • По поводу опорных схем для высказывания. Очень интересные наработки учителей РЕЧИЦКОЙ ШКОЛЫ 7 7

    • Спасибо за ссылку. Mindmaps действительно интересные. А всё остальное — это внешние ресурсы, подобранные к урокам. Например http://www.cyberteacher.it/esercizi.htm#inglese

      • Неправда. Все остальное — такая же ручная и кропотливая личная работа. Эти материалы годами создавались учителем и накапливались в процессе подготовки к урокам. А за ссылку спасибо. Надо будет её изучить и, возможно, она пригодится мне в работе.

        • Возможно. Я свои выводы сделала на том, что программа TexToys распространяется платно и купить Вы её вряд ли могли. Вижу у Вас две разработки, сделанные в этой программе. Может, применили Картошку и поменяли скрипт? В варианте free можно создавать только короткие тексты. Флеш? Допускаю. Если обидела — прошу прощения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− четыре = три