Общеобразовательные стандарты в средней школе в США

В 2009 году появились общие образовательные стандарты по школьным предметам в США. Их сочинили две неправительственные организации: Совет чиновников по образованию в средних школах и Центр передовых практик Национальной ассоциации губернаторов. По-английски этот перечень называется Common Core Standards (ссылка на сайт), что буквально означает «общая сердцевина», «общее ядро», «общий стержень». Эти стандарты основаны на научных исследованиях, опыте успешных в плане образования стран, стимулировании мышления высшего порядка (типа «создавать», «анализировать», «оценивать», «сравнивать и противопоставлять»), ожиданиях и устремлениях учеников относительно жизни после школы. Стандарты определяют набор навыков и умений, которые ученики средней школы должны уметь продемонстрировать в конце каждого школьного года обучения. В конечном счёте эти критерии ложатся в основу централизованных/стандартизированных тестов для поступления в вуз. Основных таких тестов два – SAT и ACT. Первый проверяет аналитическое чтение, письмо (грамматика и эссе) и математику, а второй в дополнение к этому имеет вопросы по предметам научного цикла.

Общеобразовательные стандарты очень разветвлённы, как-то: фундаментальное чтение для вуза, чтение художественной литературы, чтение информационных текстов, письмо, говорение, аудирование и прочее-прочее — полный список смотреть тут. Для примера возьму чтение информационных текстов в 8 классе. Всего тут 4 категории и 10 стандартов. В очень кратком пересказе так:

Ключевые идеи и подробности

  1. Цитировать текст для поддержки своего анализа
  2. Определить главную идею текста и объективно пересказать его
  3. Анализировать то, как люди, идеи и события связаны в тексте между собой или отличаются друг от друга

Структура текста

  1. Определить значение слова в контексте и его тональность
  2. Анализировать структуру отдельного абзаца текста, определить роль отдельно взятого предложения в этом абзаце
  3. Определить авторскую точку зрения и/или цель текста, установить позицию автора по спорному вопросу

Интеграция информации и идей

  1. Оценить преимущества и недостатки разных средств передачи текста (печатное, цифровое, мультимедиа, видео )
  2. Оценить аргументы и доводы на логичность и последовательность, определить несущественные доводы
  3. Анализировать два противоречащих текста на одну и ту же тему, установить, в чём эти тексты расходятся в предоставлении информации и интерпретации

Диапазон уровней сложности текстов для чтения

  1. Читать профессионально и самостоятельно нехудожественный литературный текст на уровне 6-8 лексического континуума (муторное определение – Ю.П.)

Сорок два штата, а также Вашингтон (округ Колумбия) приняли эти стандарты в качестве маяков и ориентиров для того, чтобы обеспечить после школы каждому ученику знания для их достойного будущего, карьеры и возможности поступить в вуз. Среди не принявших штатов-диссидентов оказались Индиана, Техас, Вирджиния, Аляска, Небраска, Южная Каролина и Оклахома, и потому у них есть свой местный набор стандартов и критериев.

Общие стандарты неоднозначны и уже спустя несколько лет после принятия подверглись критике со стороны учителей и родителей. Главные проблемы общих стандартов:

(1) стресс и фрустрация школьников (увеличился объём домашнего задания и объём материала; ориентация не на знания, но на умение решать тесты),
(2) гомогенность — всех под одну гребёнку; общие стандарты есть вариант прокрустова ложа, когда господствует убеждение, будто все учатся одинаково, имеют одинаковые способности и желания, мегаталанты и ученики с особенностями развития усредняются,
(3) внедрение общих стандартов без пилотных испытаний, то есть никто не оценивал эффективность этих стандартов до внедрения, их просто сразу ввели в практику,
(4) отчуждение родителей от учебного процесса своих детей,
(5) падение результатов по стандартизированным тестам за последние несколько лет,
(6) предписание учителям, что именно преподавать, отсутствие свободы действий на местах (то есть авторитаризм).

Не нам судить, конечно, хороши такие общие стандарты или нет, но раз есть диалог и негодование, значит, система не идеальна. Общие стандарты существуют по многим предметам. Я пытался установить, какие же предметы вообще есть в средних школах. Помог Гугл, где я так и ввёл «course catalog high school pdf», и поисковик выдал массу примеров. Вот примеры из штатов Аризоны и Мэриленд. В общем и целом, предметы в американской средней школе делятся на следующие объёмные дисциплины:

  • English Language Arts. Буквально “Искусство/Мастерство английского языка”, то есть язык и литература одновременно, а также письмо, правописание, говорение и визуальная грамотность (интерпретация и обсуждение образов/рисунков/карикатур/набросков).
  • Science. Научный цикл, куда входят биология, геология, химия, физика, астрономия, окружающая среда, анатомия и физиология и некоторые другие.
  • Math. Математика. Целая наука по работе с числами, уравнениями, фигурами, абстракциями – алгебра, геометрия, тригонометрия, начала анализа, математический анализ, другие разделы.
  • Social Sciences. Общественные науки, к которым относятся всемирная история, история США, американское правительство, антропология, социология, психология, лидерство, мировые религии, политология, уголовное и гражданское право, афро-американские исследования, индейские исследования, латиноамериканские исследования, микро- и макроэкономика и др.
  • Foreign Languages. Иностранные языки, коих много в разных штатах: испанский, итальянский, французский, немецкий, русский, китайский, иврит, латинский и др.
  • Physical Education & Health. Физическая подготовка и здоровье: волейбол, баскетбол, йога, бейсбол, основы правильного питания, (американский) футбол и проч.
  • Fine Arts. Изящные искусства: живопись, музыка, танец, фотография, кино и др.
  • Другие дисциплины вроде технологий (а-ля компьютерная грамота), английский как иностранный (для неносителей языка), предметы специального обучения (для учеников с особенностями развития типа аутизма или дислексии) и проч.

Каждый год ученики пишут тесты по «искусству языка» и математике, эти тесты повторяют структуру тестов SAT и ACT. Таким образом, обучение в Штатах тоже во многом направлено на сдачу тестов, а не только на получение фундаментальных знаний для жизни. Тем не менее эти американские тесты претендуют на проверку общей подготовленности абитуриентов к учёбе в вузе, на умение «читать» окружающий мир прямо и между строк, определять главное/второстепенное, причину/следствие, факт/мнение, логически и абстрактно мыслить и решать конкретные задачи (математика), критически мыслить (эссе). Результат этих тестов выражается числом (баллами) – чем выше, тем лучше.

Не берусь оценивать, хорошо это или плохо – тест. Некоторые ученики просто плохо справляются с режимом теста (много вопросов, ограниченное время), но это не значит, что они отстающие или неспособные. При этом успешная сдача этих экзаменов не гарантирует зачисление в американский вуз, американская система поступления куда запутаннее (нужны мотивационное эссе, рекомендации учителей, справки о доходах родителей – если есть претензии на снижение оплаты или даже освобождение от неё, подробное резюме и проч.). В Интернете можно посмотреть рабочие тетради (один, два) и тесты по «Искусству английского языка» для разных классов (4 класс, 9 класс, снова 9 класс, 9-10 классы, тест по латыни), а также учебники по научным дисциплинам и социальным наукам (один, два) (педдизайна американцам не занимать, в отличие от постсоветского пространства). Особенно полно в Интернете примеров тестов для разных классов и, соответственно, уровней.

Можно ли что-то из этого перенять учителю в белорусских условиях для работы в классе прямо сейчас? Нет. К сожалению, в РБ на централизованных тестах по английскому упор делается на грамматике и чуть-чуть чтении, а не языковом комплексе (+ аудирование, говорение, письмо). Учителю это может быть полезно для себя, чтобы сравнить две системы, оценить преимущества и недостатки работы с языком в обеих странах. Может быть полезным проверить себя – удалось ли бы самим сдать SAT или ACT. Также полезно репетиторам, к которым могут прийти ученики, готовящиеся поступать в США в вуз и сдавать заграничный вступительный тест (помимо TOEFL’а). Сами общеобразовательные стандарты могут помочь учителю составить глобальные цели и задачи на год к своим урокам английского. Наконец, что-то можно брать для составления школьных/районных олимпиад, например, тексты по чтению или аудированию.

Берегите себя и своих близких.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

thirty three + = forty