Пособия: как в США развивают ключевые языковые компетенции в младшей школе

Искренне радуюсь, когда на лугах Интернета удаётся отыскать полезный практический материал. Здесь делюсь серией книг для 1-5 классов американской школы по предмету «Искусство английского языка». Их издало одно из самых известных и престижных печатных домов США — «Макгро-Хилл Эдьюкейшн» (McGraw-Hill Education). Пособия посвящены обучению языковым компетенциям: письму, чтению, говорению, слушанию. Имеются ответы ко всем практическим заданиям.

Моё внимание всегда приковывает обучение чтению: что происходит в мозгу, когда ребёнок учится читать? У деток и подростков мозг растёт и стремительно меняется. Электричество путешествует по нейронным путям: чем чаще используются пути, тем прочнее миелиновая оболочка, отвечающая за принятие решений и стратегий. Когда мы каждый раз вспоминаем то или иное слово или используем тот или иной алгоритм поведения/мышления, нейронные пути становятся ещё крепче, возникают новые связи между клетками мозга для спайки имеющейся информации с новым материалом. Каждое повторение материала и привязка его к новому вновь зажигает плеяду искр в нашем мозгу, и по его автострадам молниеносно проносятся тысячи свежих сигналов.

Но как мы обучаем детей определять тему текста? выделять главную и второстепенную идеи? формулировать цель текста? выходить за пределы текста и делать логические выводы? узнавать структуру (сравнение-противопоставление, причина-следствие, проблема-решение, аргумент-доводы, пример-контрпример и т.п.)? устанавливать авторский тон? анализировать эффект от стилистических средств (метафор, гипербол, аллюзий, персонификаций, риторчиеских вопросов, повторов, эпитетов и проч.)? Я не видел, чтобы это делали систематически в РБ: этого просто нет в наших учебниках и программах. Подразумеватся, что такие навыки приходят сами собой, или учителя литературы научат, или жизнь научит.

А вот американцы учат на пальцах. Простой пример: как учить ребёнка делать логические выводы? Авторы предлагают незамысловатую схемку:

Что говорит текст + Что я знаю сам = Вывод

Пример из пособия для 5 класса

Шаг за шагом дети учатся опираться на то, что они уже знают, связывать это с новой информацией, находить подтверждение своей правоты или неправоты в тексте. Учатся понимать слова и образные выражения в контексте, понимать текст между строк. Впрочем, призываю взглянуть на пособия самим.

Берегите себя.

P.S. Дополнительные материалы по предмету «Искусство английского языка» для 1-6 классов — здесь.

3 комментария

  • Спасибо за материал, Юра.
    Я как раз задумалась в очередной раз, насколько наши учебные пособия бедны не только в плане интересных и по возрасту текстов, но и представляют тексты безо всяких предтекстовых и послетекстовых заданий, словно для контроля. Прочитай и переведи! А как? Ведь в них не только огромный процент незнакомых слов, но и не изучавшиеся структуры. Если у ребёнка словарный запас небольшой и отсутствует языковая загадка, чтение для него — муки ада. И идут в ход решебники. Просто не нахожу слов…

    • Дорогая Татьяна Петровна, поддерживаю Ваш комментарий, сочувствую (нынешним детям и себе-прошлому) и уповаю, что когда-то ситуация у нас будет лучше. А можно в школах использовать не белорусские учебники?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

five + 1 =