О подготовке к устному экзамену по английскому языку

В этой статье мне бы хотелось поговорить о подготовке к экзамену по английскому языку за курс средней школы.

Это не советы, не рекомендации, это мысли вслух, чтобы самой ещё раз продумать процесс подготовки, порефлексировать.

Само собой разумеется, экзамен должен показать общий уровень подготовки выпускника по всем видам речевой деятельности, за исключением письменной речи: говорение (монологическая и диалогическая речь), чтение с полным пониманием содержания и чтение вслух, восприятие речи на слух.

Говорение (МР). На мой взгляд, иметь в виду материал, который необходим для успешной сдачи экзамена, нужно уже в классе 8-м, а с 9-го пора целенаправленно ориентировать учащихся на сдачу экзамена. В чём заключается эта целенаправленность? Некоторые темы, которые выносятся на экзамен, присутствуют в программе 9 класса, например, в 1 четверти мы прошли раздел About myself (=Family) и Interpersonal Relationships, а это не что иное, как билеты 1, 2, 4. Таким образом, подготовленные учащимися устные высказывания по изученным темам обязательно должны выноситься на контроль, а сами топики должны быть записаны в специальную тетрадь и сохранены на будущее. Лексика к темам должна быть выучена и также записана в словарики.

Считаю также полезным в этот период задавать детям письменные задания в виде коротких эссе, скажем, из 13-18 предложений, с соблюдением структуры эссе и фраз перечисления, обобщения. Всё это помогает научиться логически выстраивать ответ на экзамене.

Бывает и так, что тему рассказали, а слов из неё потом припомнить не могут. Зазубрили.

Говорение (ДР).  К 9 классу большая часть учащихся понимает порядок слов в предложении и может ответить на вопрос в зависимости от его типа, конкретно. Наступает пора немного отойти от конкретного ответа на вопрос, добавив в него фразы, выражающие мнение (изучаются в Unit 2 9 класса), а на базе многочисленных текстов неплохо бы научить детей расширять ответ на вопрос, добавляя материал по теме.
Например, вы задаёте ученику вопрос: What role do friends play in your life? Ответ может звучать так:
— I am absolutely sure that friendship is the most fascinating thing in the whole world (из упр. 3b стр. 30) Friends make our life full of joy and pleasure. They are rich who have true friends, и так далее.
То есть, не Friends are very important in our life или Friends mean a lot to me.

Как у нас прошёл этап обучения такому виду ответа?

Помните послетекстовое задание?

Put the ideas in the order of importance.

  1. Never tell your friend’s secrets to anybody.
  2. Never gossip about your friend.
  3. Never do things that would upset your friend.
  4. Show your friend that you care for him/her.
  5. Listen to your friend carefully and be ready to give a piece of advice.
  6. Be yourself and trust each other.
  7. Be there for your friend ready to lend a helping hand.

Дома учащиеся готовили свои идеи по тексту, а в классе использовали мои заготовки. Весь урок мы учились говорить. Работали в группах (2 группы, у каждой набор карточек). Расставив в группе пункты по важности, вывесили их в два столбика на доске. Посмотрели, совпадают ли какие-нибудь пункты. Затем началось обсуждение в таком порядке:

1-я группа. 1-й ученик. We are absolutely sure that to be yourself and trust each other is the most important thing in friendship. 2-й ученик. What is more, real friends take care of each other.

2-я группа. 1-й ученик. Our opinion is that the most important thing in friendship is to be there for your friend and lend a helping hand. 2-й ученик. Lending a helping hand doesn’t cost much.

и так далее.

Если пункты у групп совпадали, второй группе нужно было использовать фразы согласия. Например: We absolutely agree. Not to tell your friend’s secrets to anybody is a very important thing in friendship. Never let a cat out of the bag. A secret is a secret.

Для того, чтобы учащиеся могли отвечать на вопросы, хорошо также уметь их задавать. В качестве домашнего задания в 10 классе иногда задаю постановку вопросов разного типа к тексту. В 9-м всё ещё учимся отвечать больше, чем задавать.

Чтение. Что касается чтения, то просто читать и переводить, конечно, не плохо. Может быть, на каком-то этапе обучения количество прочитанных текстов перейдёт в качество, но вы ведь понимаете, что просто читая, мы лишь контролируем процесс, а не обучаем ему. Следовательно, учителю нужно разрабатывать предтекстовые задания, которые помогут учащимся не только понять содержание прочитанного, но и расширят их словарный запас.

В качестве примера приведу всё тот же текст по чтению упр. 2а стр. 37 к уроку Good friends are like stars.

Что было бы, если бы я не разработала к этому тексту предтекстовые задания и мы не прорабатывали текст в течение двух уроков? Наверное, мы бы не совсем поняли текст для аудирования упр. 3а стр. 39. В тексте встречаются те же ЛЕ, которые мы отработали в чтении.  Речь идёт о фразах share secrets and laughs, to turn into, bring people together. Меня это обрадовало и удивило. Не так часто встретишь подобную повторяемость ЛЕ в нынешних учебных пособиях.

Лирическое отступление. То, что в аудировании попалась та же лексика плюс ещё с полдесятка полезных, изученных ранее словосочетаний — большая удача. Мне всегда казалось, что это тот важный момент, который упущен в современных учебниках — недостаточная повторяемость ЛЕ.

К слову, материала в Unit 2 учебного пособия для 9 класса очень много, даже с избытком. Логики не наблюдается, просто изобилие материала. Получается, что сначала мы рассказали про своего друга, описав его внешность, черты характера, как стали друзьями, как долго дружим, ссоримся или нет, а потом изучили общие фразы про дружбу, и в конце объединили обе подтемы в одну. Вроде бы уже всё, пора закругляться, а материал всё ещё продолжается. Тут бы в учебнике пару упражнений на словообразование да на like+Ving или like + to Infinitive —  aн нет его. (В рабочую тетрадь не заглядывала, может там есть, предусмотрела её использование в темах, которые не так изобилуют материалом).

Чтение вслух. Вот тут уж точно количество не помешает. В своих классах при проверке домашних заданий я включаю чтение кусочка текста вслух в отметку. Чтение + перевод + какое-нибудь полезное задание или без него = сумма:3.

Должна сказать, читают вслух дети неплохо, ошибки в основном в ударениях и новых словах, как, например, в 10 классе слово mortgage. Тут и сам без транскрипции можешь ошибку допустить.

Аудирование, оно же восприятие речи на слух. Что вы думаете по поводу Английский язык. Аудиопрактикум Пановой, Карневской? Книга 2010 года издания, сегодня скачала себе это пособие с аудиоприложением, вопрос в том, буду ли я по нему заниматься. И так не успеваем на уроке к билетам обратиться. В этом пособии, напомню, содержатся упражнения по обучению восприятию речи на слух.

Самое простое, что можно сделать для аудирования (простите мне мою терминологию), это вести урок на английском. Второе — это опять же снятие лексических и иных трудностей путём разработки предтекстовых заданий. Про послетекстовые не говорю, имея в виду, что есть вопросы к заданию по аудированию в билетнике.

Пособия. В этом году пришлось купить себе Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по английскому языку, так как мои старые куда-то сделали ноги.

Новая книжка 2017 года абсолютно совпадает с книжкой 2013 года, но качество печати в новой просто отвратительное. Диска тоже нет, нужно аудио скачивать с сайта Аверсэв. Можете посмотреть мой отзыв на oz.by (inspiration). С моим зрением читать такую печать просто невыносимо, поэтому я новую продала ученику, а себе купила у коллеги книжку издания 2013 года. Там и бумага получше, и диск есть.

Потом посмотрела на свои ответы к билетам, написанные на блоге пару лет тому назад и купила ещё маленькую книжечку с темами. Называется Устные темы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по английскому языку.

Её формат — вполовину формата Материалов для подготовки. Качество печати тоже плохое, но у меня есть и электронный вариант. В кабинете всё же проще бумажную книжку иметь, а готовить материал для учащихся можно по электронному варианту. Ну, и Панову, Карневскую скачала, о чём писала выше.

На мудле делаю для своих учеников разработки к билетам, для тренировки чтения вслух использую Voki Presenter.

Хотелось бы узнать, как коллеги организуют процесс подготовки к экзамену.

4 комментария

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ seventy seven = eighty four