Поговорим о чтении на ЦТ?

Заполните пропуски A43-A45 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

Такого рода задания называются gapped text или missing sentences. Как и любое задание, в основе которого лежит чтение и понимание прочитанного, оно является одним из самых трудных в тестировании.

Попробуем проанализировать, что именно от нас в таких упражнениях требуется. Этот вид задания направлен на выявление умения  воссоздавать логическую целостность связного текста. Кроме того, выявляется language cohesion, что обозначает, что мы должны показать, что у нас всё в порядке с причиной-следствием, последовательностью событий, что мы не путаем героев и их действия — связностью, одним словом. Эта связность проявляется через такие слова как that, they, once, временные маркеры и наборы лексики (lexical sets). Очевидно, что подобные задания требуют очень хорошего владения тематической лексикой.
На наш взгляд отечественные учебники не особенно преуспели в преподнесении лексики именно по темам. Вспомните, что наряду с word box мы имеем огромное количество лексики к текстам. И хотя тексты подобраны по тематическому признаку, лексические единицы слабо перекликаются. Трудно сказать, имеем ли мы хотя бы мало-мальский lexical set. В данном случае можно посоветовать учащимся самостоятельно добавлять слова в словарик при изучении той или иной темы.

Сейчас я попробую описать для учеников алгоритм работы с такими заданиями, а потом приведу пример работы с текстом.

1. Бегло просмотрите текст, не обращая внимания на пропущенные предложения.
2. Определите главную идею каждого отрывка, постарайтесь найти ключевое слово (слова).
3. Изучите предложения для вставки. Подумайте, какие слова из предложения подходят к набору лексики (lexical set). Просмотрите связки, сравните времена (в отрывке и в предложении для вставки). Обратите внимание на главное действующее лицо и на местоимения — они совпадают по смыслу?
4. Делайте ваш выбор, исключив лишнее предложение.

А теперь пример того, о чём речь. Вариант 1, PT 2009

Прочитайте текст. Заполните пропуски одним из предложенных текстовых фрагментов. В бланке ответов поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.

Nero, the handsome seven-year-old African lion, can obviously sense, early though it still is, that this is not going to be just another day. (A43)_____

The courtyard outside is noisy with people carrying bottles, syringes, drugs, drips and bandages and in half an houra mini operating theatre is set up right on Nero’s doorstep. (A44)__

«The nerve in the tooth is now totally dead,» explains veterinary dentist Peter Kertesz, who has worked on animals’teeth for 14 years. (A45)___

Peter and his assistant Samantha divide their time between working with humans (Mondays to Thursdays) and treating animals (Fridays). Under the name Zoodent International, Peter, 47, performs more dental work on animals than any other practice in the world.

«Working with animals is much more difficult than with humans,» he says, as Samantha lays out the rows of dental
instruments. «With an animal, I have to make an on-the-spot diagnosis and work very quickly.» (A46)

Peter now moves close to the bars of Nero’s cage and expertly directs a tiny, plastic blowpipe dart, containing a high dose of anaesthetic, into the lion’s thigh (бедро). (A47)

It takes six men to lift and move the 180 kilogram animal 2 metres from his cage door to the hay mattress that will serve as an operating table.

 

(А48)____ Peter discovers a tooth that needs filling and he sets about doing that first. «This is the same stuff as we use for human teeth,» he says, packing the medicine into the cavity. «There’s just more of it.» The dental work now over, Peter removes a gas canister from the lion’s mouth. Without the supply of gas, Nero will start coming round fairly quickly, so the keepers move fast to pull him back to his cage. As Peter packs up, the lion stirs. The great yellow eyes are beginning to lose their drugged and sleepy look. «Don’t be fooled,» says Peter, «He might appear sleepy but he could react very quickly now if he wanted to …»

Заполните пропуски A43 — A45 одним из предложенных текстовых фрагментов (1 — 4). Один фрагмент является лишним.

1)  Не has spent the night in his cage, as usual, but now, when he should be wandering through the Safari Park, he’s still here. He paws irritably at the bars of his cage.

2)  As he roars his disapproval, he reveals the broken front tooth that is the reason for all this fuss. Today, the dentist is visiting the king of the jungle.

3)  «It could become infected and result in an abscess. An infected tooth may eventually kill an animal once the bacteria enter the bloodstream.»

4)  «The tinned food we feed them doesn’t contain the fibre, which is a self-cleaning agent and is bad for the teeth,» says Peter.

Заполните пропуски A46 — A48 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

1)  Nero lets out a loud growl before falling to the floor of his cage. Peter waits for a few minutes before giving the signal to unlock the heavy barred door.

2)  Samantha checks that everything is in place. Once everything’s ready, she signals to Peter that they are all set for the patient.

3)  The lion opens his mouth and keeps his jaws wide apart to let Peter inspect his mouth for any other dental problems.

4)  Peter sets to work immediately, examining the great mouth with the help of an endoscope — a long metal tube with a light at its tip.

Прочитали. Перевели. Определили идею отрывков. (Проще сказать — сделали для себя заметку, о чём речь. Например, глядя на первый отрывок я думаю: «Это про льва». А идею мне нужно ещё умными словами закрутить, поэтому я не хочу напрягать мозг.) Рассматриваем теперь наборы лексики, анализируем, выбираем.

А43: Nero, lion — из первого отрывка, he, cage, Safari — из предложения для вставки. Выбираю 1.

A44: noisy — из отрывка, disapproval, fuss — из предложения. Выбираю 2.

A45: nerve, dead, teeth — из третьего отрывка, infected, absess — из предложения. Выбираю 3.

A46: можете продолжить? Давайте попробуем в виде эксперимента.

P. S. Возможно, моя попытка научить выполнению подобного рода заданий ничего не стоит.  Всего делов-то  — научить детей кроме всего прочего группировать лексику по тематическому признаку…

Note: после прочтения книги Питера Мэя «Using a dictionary for exams», Oxford University Press 2008

2 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *