Разбор задания по чтению из Варианта 6
Из 6 варианта РТ 2008-2009 года самым сложным для учащихся оказался текст на восполнение пропущенных предложений. Вот про него и поговорим.
Что в нём трудного? Определить лишнее предложение? Я не с этого начинаю. Лишние у меня сами по себе остаются. Лишний вариант хорошо исключать, выполняя задания на времена или выбор слова. А тут как-то мне без разницы, которое лишнее, они мне не мешают. В первом абзаце сомневалась в порядке предложений, определив их принадлежность абзацу. Потом перечитывала и всё мне казалось, что где-то ошибка. Ложная тревога из-за неуверенности в первом абзаце.
Приступим. Вот оно, задание. Без ответов.
Прочитайте текст. Заполните пропуски одним из предложенных текстовых фрагментов. В бланке ответов поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.
Few industries have changed so much in such a short time as the computer industry, and the pace of change shows no sign of slowing. The computer now has radically affected the way people work, play, study and organise their lives.
Computers are influencing ways of teaching and learning, as access to computers in schools is becoming more widespread and varied. (A43) ______ In a teaching mode, computers provide a wide variety of information and practice material. They can also play a testing role in a range of subjects. (A44) ______
In the fast-changing world of business, employees are being physically removed from the workplace and their colleagues, while remaining virtually connected via telephone, and the Internet. Laptop computers enable business-people who travel to have access to important information at the touch of a key. (A45) ______
Computers are used as calculations, keeping stock records, airline reservations, and scientific and engineering computations. Computers are also important in the collection, organisation, storage, retrieval and interpretation of information. (A46) ______
In the home, the computer has become a great source of entertainment with the introduction of interactive Virtual Reality programs which are available on CD-ROM or through the Internet. They enable people located in different places to come together and interact with one another in real time using speech, sound and 3-D animated graphics. (A47) ______
Nowadays, computers come equipped not only with a mouse, but also a host of different devices. Such components are essential if you are to spend any time on-line, whether it is playing games or researching any number of topics on the Internet. (A48) ______It is possible to explore sites on anything you are interested in, or even chat with celebrities, experts and others who share your interest. Keep up with the latest news, fashions and reports. In the future, today’s technology will probably become obsolete as machines become more powerful.
Заполните пропуски A43 – A45 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.
1) Outside the classroom, computers provide people with greater flexibility and freedom, and also allow them to organise their time in a more productive way.
2) Their use enables the learner to develop at his or her own pace and makes the whole learning process more flexible.
3) Computers are machines which take over more mechanical aspects of our brain.
4) Connections through a modem allow them to transfer data anywhere in the world.
Заполните пропуски A46 – A48 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.
1) Then, there may well be a microchip in each telephone receiver with more computing power than the huge machines of today.
2) Here you can get all kinds of valuable information and the beauty of it is that you do not need to leave your house to find it.
3) Programs like these can often be downloaded free from different sites.
4) In fact, they are essential tools in almost every field of work from constructing models of the universe to predicting tomorrow’s weather reports.
Читаю бегло весь текст. Улавливаю общий смысл. Второй раз читаю внимательно. Заостряю внимание на деталях.
1-й абзац. Нахожу семантическое гнездо: teaching, learning, school, information, material, testing, subjects.
Смотрю, что мне подходит по лексическому сходству. Вижу learners и classrooms. Предложения с этими словами и беру. Куда какое? Так как в предыдущем предложении говорится о школе, то выбираю предложение, в котором говорится о learning process. А43-2. Соответственно 1 остаётся для А44.
2-й абзац. Семантическое гнездо: business, employees, colleagues, information. Вижу слово data. Ещё можно обратить внимание на access. Как итог выбираю А45 — 4.
3-й абзац. Рассказывается о сферах применения компьютера. Вижу every field и выбираю А46 – 4.
4-й абзац. Program, CD-ROM, speech, sound, animated graphics – сюда подходит downloaded free и как подтверждение programs like these. A47 – 3.
5-й абзац. Чуточку подумав взяла А48 — 2. Предложение начинается с Here, а предыдущее заканчивается на on the Internet. На этом основании, а также на всех этих придуманных мной и не совсем мной гнёздах, а также на понимании читаемого (прежде всего) я и сделала такую расстановку.
Интересно, как работаете с подобными заданиями Вы? Ожидаемый ответ: читаю, перевожу, подставляю. А детей как научить?
Интересный способ — найти слова из одного семантического поля и сравнить, что нужно. Плюс — в дополнение к общему смыслу появляется большая уверенность в том, что выбранный ответ окажется верным. С другой стороны, есть минус: может возникнуть двойственность в понимании (если слишком много незнакомых слов) и приличные затраты времени.
Из вариантов «читаю, перевожу, представляю» самый важный, на мой взгляд — это представление. Читать текст нужно не с целью понять каждое слово и вложить в него точный словарный эквивалент, но в голове должна воссоздаваться картинка. Она подскажет логику предложений. Часто подсказывают союзы и союзные слова, местоимения, временные наречия, которые могут высветить, к чему может относиться предложение. Так, например, среди вариантов предложений для А43-45 явно странным кажется №3, поскольку это непонятное определение того, что такое компьютер, учитывая, что текст о том, как компьютеры применяются и как это круто.
Осмысленный подход и способность к представлению — считаю, что в этой философской установке есть секрет успеха.
Интересные идеи можно почерпнуть из книги Peter May, автора «Result». (в той, где он пишет об использовании словаря на экзамене). Описывая различные виды упражнений и методику работы с ними, он объясняет, как работать с упражнениями на восполнение пропущенной части в тексте.
Так что, говоря о семантическом гнезде, я не придумала велосипед. Я лишь осмыслила то, что прочитала у умного человека.
Видишь ли ты ошибки в расстановке пропущенных предложений? Если нет, то идея работает.
Книги вообще читать полезно.
Конечно, идея супер. Главное — научиться ее применять с минимальными затратами времени. И всё равно она, в принципе, вторична по отношению к пониманию. И, как сказал, помогает убедиться, что тот или иной ответ выбран верно. Надо скачать книжечку))
ex, спасибо за книгу.
Юра, почитаешь — жду твоего мнения.
С этой идеей привязалась к двоим коллегам в конце года. Что-то до них не дошло. А я прекрасно себя чувствую сейчас с лексикой и проблема с выбором предложения растворилась в воздухе сама собой. Главное ведь понять, что в основе.
PS А кто хочет ответы на последнюю статью доделать?
А там вроде есть часть ответов или даже все.. ?! )
А43-А48 нет.
Добрый вечер, Капелька! Добрый вечер, Юрий! Будем знакомы.
Сразу скажу: решила сначала сделать тест, а уже потом почитать комментарии. Надеюсь, понимаете, почему: чужие мысли, как правило, отвлекают.
Первое, что я сделала — взяла карандаш и листок бумаги для того, чтобы выписать ключевые слова (кое-где и записать главную мысль) каждого абзаца (семантические поля никто не отменял 🙂 ). Так что здесь у меня получилось примерно то же, что и у Вас.
Кроме того, уже при первом прочтении я обвела слово ‘learning’. Т.к. в первом предложении автор пишет ‘teaching and learning’, а затем ‘In a teaching mode,’ да еще с запятой, звучит так, как будто про ‘learning’ уже все сказано. Понятное дело, я буду искать информацию об этом в одном из предложенных вариантов.
Причем здесь у меня не было сомнения, какой вариант выбрать.
То же самое можно сказать и о А-46. Ключевые слова+’In the home’ сделали выбор за меня.
Извините, если много пишу, я еще не знакома с Вашими правилами. Поправьте, если считаете нужным.
PS Мои вырианты ответов совпали с Вашими.
Доброй ночи, tuta5! Спасибо за проделанный анализ. Вот ещё немного материала по теме.
Про «гнёзда». При обучении устной речи пишу на доске слово, например, school, обвожу овалом. Оговариваем содержание высказывания. От овала стрелки во все стороны — нужные слова и выражения. Таким образом выстраивается набор лексики для устного ответа. У Вас семантическое поле, а у нас гнездо). Суть не меняется.
Мне кажется, мы отвлеклись от темы. 🙂 И все же…
Я делаю чуть-чуть по-другому: каждый имеет на руках лист бумаги с обведенным словом, от которого стрелки (от 4 до 6), но вписать нужно свои ассоциации, связанные с этим словом.
Потом я прошу объяснить, почему возникли именно эти ассоциации. Понятно, что каких-то слов/выражений по теме не будет хватать, поэтому я обычно даю их чуть-чуть ниже. Уже объясняя ассоциации, мы в речи употребляем минимум 2-3 выражения. Если возникает потребность еще в каких-то словах/выражениях, мы записываем их вместе.
По теме: нужно больше читать, читать желательно в оригинале.
Что касается терминологии, то здесь кто как привык, я вот только сейчас заметила, что Юрий тоже говорил о семантическом поле. 🙂
Ну, это вы с Юрой грамотно мысли излагаете, а меня перфекционизм собственный иногда душит, мне порой хочется от него подальше. Вроде не к лицу в блоге да на весь Интернет, но скучно быть всегда excellent…
О том, чтобы объяснять ассоциации (на языке) в моих группах не может быть и речи. Хотела написать «пока» (не хочется выглядеть пессимисткой), но контингент тот ещё достался. Что-то вспомнились мне мои ученики и тоскливо стало… «Последние из магикан» (углубление) в этом году выпустились. Единственную группу довёл коллега до 11 класса. И на этом точка. Те, кто придёт ко мне в 10 класс, мне тоже неизвестны, новые. Но базовый уровень, где уж им в оригинале, им бы простой текст из учебника осилить.
Поясните, пожалуйста, Вашу логику с ’In the home’
Вы прослеживаете связь между абзацами? Я на это вообще не смотрю…
Может и напрасно я вижу эту связь, но я ее вижу. Как будто есть противопоставлние между ‘work’ и ‘home’.
Вообще-то здесь несколько подсказок (имею в виду А-46). Во-первых, как бы не подведен итог всему сказанному в этом абзаце (‘in fact, …’ помогает его подвести). Во-вторых, среди ключевых слов есть такие, которые связаны с профессиональной деятельностью. Ну, хотя бы ‘scientific and engineering computations’. Мысленно читаю с интонацией, запятая после ‘in the home’ помогает прочитать с восходящим тоном и сделать паузу, что уже подсказывает мне: «Ну вот, поговорили о … , теперь поговорим о том, какое применение ему можно найти дома.»
Капелька, нам всем очень далеко до совершенства, но стремиться к нему нужно. Выставлять знания напоказ не нужно, но и стыдиться того, что знаешь, по крайней мере, глупо.
Вы очень приятный собеседник. Жалею, что не познакомилась с Вами раньше. 🙂
Спасибо. Не перехвалите. Я та ещё штучка.
Я ведь не о напрасности связи между абзацами, я о том, чтобы, как говорит мой друг, не делать лишних телодвижений. В данном случае я без них обошлась, что абсолютно не обозначает, что этого делать не нужно.