Как правильно формулировать цели урока?
Признаться, постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Мне не совсем нравятся примерные цели, представленные в одной из статей на нашем блоге. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.
Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»
Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.
Существует также понятие задач урока — это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока. Думается, что конкретизировать цели можно при составлении технологической карты урока. Смотрите образец (кстати, есть несколько вариантов написания технологической карты урока, этот именно с графой прогнозируемого результата, который и представляет собой задачи каждого этапа урока):
Этапы урока | Время, мин | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | Прогнозируемый результат образова-тельной деятель-ности- | Учебно-методи-ческое обеспече-ние |
Для обычного урока достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных. Можете со мной не согласиться, я не методист.
Что касается воспитательной и развивающей целей урока, тут я пришла к определённым выводам и могу с уверенностью сказать, как нужно формулировать эти аспекты целей и почему. Более того, скажу, что не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.
Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:
создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Развивающий компонент цели будем формулировать так:
создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).
Примеры воспитательных целей:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
С воспитательной и развивающей целями разобрались.
Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.
Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.
Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.
Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.
Следовательно, на уроке по формированию грамматических навыков мы поставим цель, «Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем — употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).
Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.
Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулироваться иначе, потому как ученикам такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая. Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру» или «Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных». Это и будет конкретика, в конце урока учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились за урок. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple». «Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to». (Предположим, что учащиеся будут в состоянии сформулировать то, чему они научились за урок, как это только что сделала я»)
То же и с видами речевой деятельности.
Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).
Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена». «К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».
При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:
Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).
При работе с текстом цель сформулируем так:
Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.
С лексикой:
Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».
Однако существует несколько иная классификация типов уроков:
— урок ознакомления с новым материалом;
— урок закрепления изученного;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки и коррекции знаний и умений;
— комбинированный урок.
Что могу о ней сказать? Наш предмет обладает определённой спецификой: у нас не бывает ознакомления без закрепления. Мы не обучаем только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Мы учим всему сразу: и лексике, и грамматике, и говорению. Учитывая, что основная цель современного урока иностранного языка — направленность на речевую деятельность, практически все наши уроки комбинированные. Значит, практических целей у нас будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.
Попробуем сформулировать цели урока в соответствии со второй классификацией типов урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…
Интересно также заглянуть в любую книгу для учителя и посмотреть, как цели урока ставят составители УМК.
to introduce
to develop
to familiarize
to encourage
to promote
etc
И никто не поправит автора УМК, что учитель не может «to develop student’s memory» или «to widen students’ knowledge», потому как задачи эти не конкретные, не достижимые и не поддающие проверке в конце урока.
В заключение приведём примеры формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока. Это то, что мы должны держать в голове, планируя свои уроки. Не встречала таких формулировок в отечественной методической литературе, зато встречала в зарубежной. Такая постановка целей кажется мне оптимальной. Именно таким образом я бы формулировала задачи урока.
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …
Так как же правильно формулировать практическую цель урока? Выбирайте для себя. Надеюсь, учитывая всё вышеизложенное, Вы сможете обосновать, почему Ваша постановка целей является грамотной. Обсудите на MO, придите к согласию, как писать. Или дождитесь очередной бумажки сверху.
По теме см. также:
http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=8749&Itemid=143
http://kukmor-agrokolledg.ru/download/prepod/prepod24.pdf
Алгоритм анализа триединой цели урока.
Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);
Установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;
Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем;
Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;
Определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;
Определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом;
Выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;
Установить, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.
Отличная статья!
Согласна, очень хорошая статья!
спасибо.очень полезная статья для молодого учителя,как я
Обратите внимание за последнюю часть статьи о когнитивных целях. Они самые правильные.
Спасибо! Ваша статья мне очень помогла
Интересно, почему наши методисты не уделяют внимания вопросу целеполагания? Считают, что давно всё сказано? Вместе с тем вопрос целей всегда актуален. Пожалуйста.
Спасибо Вам за статью, очень понятная и полезная информация для молодого педагога!
Рады были помочь.
Спасибо Вам большое! Очень просто и доходчиво! Спасибо за примеры!
Пожалуйста.
Спасибо. Очень хорошие советы.
Долго искала подходящую статью (как формулировать воспитательные и развивающие цели на уроках русского языка). И вот нашла! Спасибо Вам большое!
Мой бывший ученик, а ныне учитель биологии, сказал мне при встрече, что копия этой статьи у него вместо шпаргалки и что, закончив университет, он только с помощью этой шпаргалки разобрался в целях урока.:-)
Я рада, что статья пригодилась и Вам.
Спасибо Вам за ваш труд…
Спасибо Вам за спасибо…
Спасибо большое за статью. Я по образованию инженер. Давно искала простое лаконичное изложение данной темы. С удовольствием буду пользоваться!!!!!
Обратите внимание, Людмила, что цели должны быть достижимыми и проверяемыми.
Спасибо. Вы мне очень помогли.
Подскажите, пожалуйста, у кого конкретно из зарубежных авторов Вы встречали рекомендации по подобному формулированию задач? Спасибо!
Статья написана более 4 лет тому назад. Предлагаю просмотреть статьи Юры на эту тему и воспользоваться ссылками на учебники и авторов.
Ссылка не работает. Повторите, пожалуйста
К сожалению, не могу. Ссылки недоступны.
Спасибо.очень полезная и нужная статья для многих преподавателей
Спасибо, самая толковая статья, из всех что я нашла по теме
Спасибо. Все шикарно разложили по полочкам