Метод неподнятой руки
— Засуньте меня обратно!
— А меня вытащите!
Услышав подобное на уроке, Вы, наверное, были бы в недоумении. Куда и кого «засунуть»?
Зайдя на урок, коллеги удивляются: «Вы здесь что, мороженое едите?»
У меня на столе в стаканчике стоят палочки из-под мороженого. И в тумбочке лежат палочки. По классам. Длинные и короткие, широкие и узкие, бывшие в употреблении и совсем новые — про запас.
В выпускных классах у меня палочек нет. Экономлю новые палочки для третьего класса, который у меня в тарификации на следующий год. Настолько привыкла вызывать учеников по жребию, что когда старшеклассники на уроке поднимают руку, не знаю, что делать — вызывать или нет. Верите? Сегодня поймала себя на этой мысли. Удивилась.
В двух четвёртых и трёх пятых классах — везде работает метод неподнятой руки. Руку на уроке поднимать запрещается. Право ответа определяет случай: из стаканчика вытаскивается, не глядя, палочка с именем ученика. Палочка ответившего кладётся рядом и возвращается в стаканчик после того, как все палочки из стаканчика будут вытянуты. А отвечать, когда знаешь, ох, как хочется! Вот и звучит на уроке:
— Засуньте меня обратно!
— А меня вытащите!
Что даёт метод? Думают и отвечают на уроке все. Хочешь — не хочешь, знаешь — не знаешь, а думать обязан. Для обдумывания сложного ответа даётся время. У малышей я тихонько считаю по-английски до двадцати. У учеников пятого класса чаще всего необходимости давать время на обдумывание нет.
Метод классный, действенный, нравится и мне, и детям. Правда, отличники порой не довольны, им меньше внимания уделяется. Они ведь привыкли отвечать больше других. Этот минус можно компенсировать, вызывая сильных детей на самые трудные задания, вроде обобщения, чтобы им досталось не одно предложение, а сразу несколько. Кроме того, отличник всегда может поправить неудачный ответ среднего ученика. Пусть по палочке, но тогда палочка не откладывается в сторону, а сразу возвращается в стакан.
Где палочки взять? У меня ученик работает в торговом центре контролёром зала, а палочки даются к мороженому бесплатно. И не обязательно покупать мороженое, чтобы взять палочку. Сама постеснялась взять. Попросила Вадима. Снабдил. Новыми. Ну, и, конечно, можно съесть мороженое, вымыть палочку и принести в класс. Сначала мы писали имена на полосках картона, но палочки долговечнее.
Пользуюсь чем-то подобным, только для » серьезных» ответов, например тем, пересказов. У меня квадратики с номерами. Один набор на все классы. Например, вытягиваю 2 , отвечает ученик второй по списку. Нужно попробовать Вашу систему.
Смущает только то, что легкие вопросы лучше задавать более слабым детям.А если , допустим,готовим диалог или высказывание на уроке, им лучше давать больше времени и возможность послушать других.
Еще у меня проблема, как организовать равномерный опрос по разным аспектам. Пробовала в своей тетради оценки кружочками , квадратиками обводить , на пока не очень получается.
Прекрасно Вас понимаю. Замечательно, что Вы сами пришли к чему-то подобному. Многие коллеги — участники курсов, писали, что некоторые элементы АА, только в несколько ином варианте, они применяли и раньше, придя к похожим выводам в ходе многолетней практики, прочувствовав, как лучше. Я писала выше, что АА — не нечто сверхновое. А нюансы, конечно, есть.
По поводу диалогов и других аспектов языка. Ученику даётся возможность улучшить свой ответ. Если позволяет время на уроке — после всех. Можно опросить на переменке перед следующим уроком. Выход есть. И нисколько, поверьте, не страшно вызвать на диалог более слабого ученика — пусть учится слушать и думать, как все, а не ждать вечной подсказки со стороны учителя или одноклассников. Наши ученики порой и в словарь ленятся заглянуть, обращаясь с вопросом к учителю, как к ходячей энциклопедии. Я своим говорю: «В словаре смотрел? Ну-у-у-у, если там это слово есть, а ты у меня спрашиваешь, не сносить тебе головы.» А ученик в ответ: «Так это долго… У Вас проще спросить…»
У нас, на 1-м курсе, точно так же вызывали на философии) Только в коробке были листики с номером в списке)
Привет, Андрюша. И как Вы воспринимали такой способ опроса?
Лично я — положительно 🙂
Не было «распределения» вопросов между теми, у кого оценок нету.
Да и точно было известно, с какой вероятностью могут вызвать на вопрос ))
Интересно, интересно) И какова же была вероятность быть вызванным?
3,84% на 1-й вопрос, 4% на 2-й и т.д. ))
Ничего себе подсчёты))
И при обычной схеме ответа, если тебя не вызывают 3-4 семинара, то вероятность, что вызовут на 5-6 высока.
А с «коробочкой» всегда одинаковая))
Ещё смешно наблюдать за теми, кого вызывают 2-3 раза подряд, и при этом они говорят: «Я так и знал(а), что меня вызовут, потому что я самый неудачливый человек» )))
Мои тоже порой выдают: «Опять я?!» Но в большинстве случаев все довольны. Подключаю взаимооценку с обсуждением ответов и груз выставления отметки на 70% с себя снимаю.