Вам плюспиццот!
Что вы отвечаете на вопрос ученика: «Можно доработать отметку? Ну, пожалуйста, не ставьте, можно я доработаю?» Иногда ответить ученику непросто, если проверяется конкретное задание и отметка выставляется именно за него. Например, вы решили всем выставить в журнал отметки за домашнее задание и изменять отметку вы не намерены.
А если подумать, то проявление учеником желания улучшить отметку — нормальная, положительная реакция, а мы говорим ему: «Нельзя! Ты можешь заработать отметку за другой вид работы. А эту — всё равно поставлю!» Да, мотивом может быть и не получение знаний, но за отметкой всё равно стоят знания и просто так отметку никто ставить не собирается.
Поурочная отметка выставляется за конкретные достижения на конкретном уроке. Но есть уроки повторения, уроки неподготовленной устной речи. Например, ученик отвечал хорошо, но вы не планировали выставление отметок на этом конкретном уроке и не предусмотрели критериев оценивания. Можно сказать: «Ты хорошо отвечал, ставлю тебе…» Другому: «Ты допустил много ошибок, твоя отметка…». А третьему: «Ты промолчал весь урок, кол!» Но… что-то тут не так, как считаете? Ученики до выставления отметок должны знать, ЧТО ИМЕННО на уроке будет оцениваться. Комментарий к оценке должен быть конкретным, а не «хорошо, плохо, молчал».
Или такая ситуация: один ученик отвечал, а другой дополнял, но выставить отметку ему вы не можете, потому что не видите полной картины его знаний по этой теме.
Что делать в такой ситуации? Обратимся к опыту коллеги. Он выдаёт ученику, дополнявшему ответ, от 1 до 4 плюсиков, помечая их себе в черновой журнал. Цена каждого плюсика 0,25 балла, то есть, 4 плюсика = 1 балл. Накопленные баллы могут добавляться к любой отметке на любом уроке, кроме урока контроля. Есть ограничение на количество накопленных плюсиков — 20. Дальше ученик решает сам, что с ними делать: выставить 5 в журнал или добавить 5 к отметке за урок. Но к концу четверти неиспользованные плюсики сгорают.
Важное примечание. 0,5 или 0,75 не округляются. Учитывается ровно столько, сколько получено.
Ещё один интересный момент. За поведение отметки ставить нельзя. Зато можно ставить минусики. Один минус убивает два плюса. Что делать, если у кого-то нет плюсов? Всё равно ставить минусы, а вдруг появятся плюсы? А нет так нет.
Наверное, такая система очень подойдёт учителю математики, нам, гуманитариям, надо ещё наловчиться!) Но вместо плюсиков в младших классах и среднем звене можно выдавать звёздочки или кусочки блестящего картона.