11 августа 2016
Готовимся к началу учебного года: методическое обеспечение
Сегодня поговорим о том, что нужно подготовить к началу учебного года учителю иностранного языка с методической точки зрения. У меня получился такой вот внушительный список:
Методическое обеспечение
- Нормативно-правовые документы. Перечень всех документов можно найти на сайте adu.by. Я лишь отмечу, что все нормативно-правовые документы должны быть у каждого учителя всегда под рукой. Лучше всего распечатать документы и сложить в отдельную папку. Но можно хранить документы на своем ПК в электронном виде, если такой вариант устроит ваше руководство (о чем лучше заранее узнать). Безусловно, со всеми этими документами нужно ознакомиться и выписать или отметить для себя и своего учебного предмета важную информацию (например, выделить цветом или маркером). Тем учителям, у которых документы и папка есть с прошлого года, советую проверить все документы на актуальность и дополнить папку новыми, которые касаются образовательного процесса по предмету в 2016-2017 учебном году.
- Календарно-тематическое планирование. Можно приобрести и пользоваться книгой с КТП для всех классов на 2016-2017 год, которая уже есть в продаже. Но, как уже отмечалось в предыдущих статьях, в изданном планировании имеются неточности и несовпадения с датами каникул, поэтому вам придется откорректировать КТП для своих классов. Лучше сделать отдельные КТП для каждого класса, в котором вы будете преподавать, с указанием дат уроков, а не пользоваться одним КТП для целой параллели, чтобы избежать путаницы с датами уроков в разных классах.
- Учебники. Вам выдадут еще до начала учебного года в библиотеке, а также вы можете пользоваться электронными версиями всех учебников, которые можно найти на сайте e-padruchnik.adu.by.
- Рабочие тетради. Каждый учитель самостоятельно решает о целесообразности использования таких тетрадей в своей группе. Но если вы решили ими пользоваться на уроках и давать ученикам в них задания, то у вас должны быть тоже такие тетради. И обратите внимание на то, что в конце тетрадей есть ответы к заданиям, которые ученикам, конечно же, никчему. Если у вас есть рабочие тетради с прошлого года, проверьте, не изменилось ли что-нибудь в новом издании. Скачать можно здесь.
- Книги для учителя. Должны быть в школьной библиотеке хотя бы в одном экземпляре. Если какой-то книги нет в наличии, то поинтересуйтесь, у кого из ваших коллег она на руках и попросите у коллеги книгу на время, чтобы сделать себе ксерокопию. Рекомендую пользоваться книгой для учителя особенно молодым педагогам. В книге расписаны цели каждого урока, дан подробный его план-конспект и есть ответы на все задания в учебнике. Так что остается выбрать, что подходит для вашей группы и по желанию дополнить план-конспект своими материалами или идеями. Но некоторые учебники уже переизданы, а КУ к ним еще старые, поэтому там расписаны не все уроки. В этом году ожидается новая КУ к учебнику для 3 класса. Что примечательно, как говориться в инструктивно-методическом письме на 2016/2017 уч.год, учитель имеет право не писать планы-конспекты уроков, если он пользуется книгой для учителя к учебнику или дидактическим сценарием к уроку в полном объеме. Скачать КУ можно здесь.
- Электронные приложения к учебникам. Представляют собой аудиозаписи текстов для восприятия и понимания речи на слух к учебным пособиям. Издаются вместе с книгами для учителя. А также их можно найти на скачать здесь.
- КИМы и задания для тематического контроля. Что касается КИМов, то на данный момент издана лишь одна книга (Лапицкая Л.М. и др. «Английский язык. Дидактические материалы. 5–9 классы»). Задания для тематического контроля можно найти здесь, а также задания для промежуточного контроля по английскому языку — на страницах блога в разделе «На урок» (для 4 и 5 классов).
- Дидактические сценарии уроков. Перечень изданных книг можно найти на сайте adu.by. Покупаем и пользуемся по желанию.
- Учебно-методические комплексы для факультативных и дополнительных занятий по предмету. Программы и перечень УМК для факультативных занятий по иностранному языку можно также найти на сайте adu.by. Пособия для факультативных занятий могут быть в школьной библиотеке, если их там не окажется, то учитель и ученики покупают сами. УМК, отдельные учебные пособия или материалы для дополнительных занятий (платных занятий, занятий с олимпиадной группой, поддерживающих занятий) учитель выбирает на свое усмотрение.
- Наглядность и дополнительные материалы для уроков (флэш-карточки, таблицы, схемы, рабочие листы, тесты и т.п.). Покупаем и изготавливаем сами. Храним в кабинете (если он у вас есть) в папках по классам. Много дополнительного материала к урокам есть на страницах блога в соответствующих разделах, а также в курсах на сайте learner.by.
- ЭСО, ЭОР и ИКТ. Еще до начала учебного года, как только учитель будет знать, в каких классах он будет преподавать, он должен продумать, какие ЭОР и ИКТ он хотел бы и может использовать в своей работе, а также как, когда, в каком объеме и для решения каких задач. Со списком ЭСО и ЭОР по иностранным языкам можно ознакомиться на сайте adu.by.
- Портфолио. Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования и т.п. Как правило, портфолио учителя представляет собой папку с документами, о содержании которой поговорим более подробно в одной из следующих статей. Но это может быть и веб-портфолио в виде сайта или персонального блога. Я рекомендую молодым педагогам сразу же с началом своей профессиональной деятельности оформить свое портфолио и хранить там все свои разработки, выступления, план-конспекты открытых уроков и т.п.
- Печатные издания. Скорее всего, вам на первом же педсовете настоятельно рекомендуют выписать «Настаўніцкую газету», а также на предметном МО — журнал «Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь». Если финансовые возможности позволяют и есть желание, то выпишите, хотя эти издания должны также поступать в школьную библиотеку хотя бы в одном экземпляре.
6 комментариев
Есть ещё и КИМ Лапицкая Л.М. и др. «Английский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы».
А такое есть в продаже или можно на просторах интернета тоже ознакомиться?
А как зарегистрироваться на сайт learner by?
Я регистрирую. Если вы учитель, сообщите свои данные для регистрации (ФИ, город, нужный курс) на admin@learner.by. Я вышлю данные для входа.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы получить исчерпывающий ответ на вопрос : Кто должен делить класс на 3 подгруппы? В нашей школе делить группы будут классные руководители совместно с завучем по учебной работе.
Хотелось бы также узнать, их действия правомерны? Спасибо. Извините, что вопрос не связан с предыдущими комментариями.
Здравствуйте, Наталья!
Деление класса на группы осуществляет классный руководитель.
Деление производится с учётом индивидуально-психологических особенностей учащихся, но ни в коем случае не «сильная группа/слабая группа».
Участие завуча в делении класса на группы правомерно.
Деление класса на группы при организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.
В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися V–XI (XII) классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в данном учреждении образования, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся дополнительно выделяется не менее 3 часов в неделю на класс. Учащиеся, которые продолжают изучение ранее изучаемого иностранного языка, не учитываются при определении количества групп при делении соответствующего класса на группы для проведения учебных занятий по иностранному языку, который изучается в данном учреждении образования.
По этой причине завуч и кл.рук. вместе делят класс на группы. Завуч определяет количество групп, классрук распределяет учащихся.