Академические рубрики | Матрицы для оценивания знаний

В Средние века латинским словом «rubrica» (красная охра, красная краска) называли заголовки законов или сакральных текстов на манускриптах, потому что эти фрагменты выделялись красным цветом. В середине 1990-х годов слово «рубрика» стали использовать в образовании для обозначения таблиц с критериями оценки знаний обучаемых. Такая матрица содержит (1) перечень критериев, (2) уровни оценивания (начальный, средний, высокий), (3) конкретное описание критериев по каждому из уровней. Полагаю, самый простой и известный пример академической рубрики — это Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые дали нам разделение владения иностранным языком на шесть уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2.

Подробнее здесь. Сам оригинальный документ тут (273 стр.).

Академическая рубрика — это инструмент оценки знаний, который помогает как ученикам, так и учителю. Рубрика — это не отметка и не контрольный список необходимых элементов, это логическая система оценивания, которую можно конвертировать в отметку (главное найти адекватную конвертацию). Но как именно таблички критериев помогают в оценке знаний? Как правильно создавать академические рубрики? Как  и когда ими пользоваться учителям и ученикам?

ФУНКЦИИ РУБРИК

Прозрачность. Академические рубрики заранее содержат конкретный список условий, требований, ожиданий преподавателя от учеников по поводу выполнения ими конкретного задания. Приступая к сочинению, презентации, устному выступлению, групповому проекту, полевой работе и т.п., ученик имеет возможность сразу ознакомиться с критериями, по которым его будут оценивать. Прозрачность помогает учителю и ученику говорить на равных, без намёков, помогает снять стресс у особо мнительных учеников по поводу предстоящей работы.

Самооценка. Ученик может выбрать уровень в рубрике, к которому он хочет стремиться при выполнении задания, а также ожидать, что при выполнении всех условий и требований по данному уровню он может ожидать соответствующую отметку. Ученик осознаёт, что на нём самом лежит ответственность за свой результат и свою отметку.

Обратная связь ученику. Рубрики своевременно предоставляют ученикам подробную обратную связь относительно конкретного задания не только после того, как задание сделано, но и в процессе выполнения задания. Рубрика может улучшить работу ученика на полпути. Рубрика намечает пробелы и слабые стороны, которые надо поправить, а также показывает сильные стороны, которые требует меньших затрат времени. Рубрика устанавливает стандарты, но не убивает творческое начало.

Обратная связь учителю. Рубрики показывают, достигли ли ученики заранее сформулированных обучающих задач. Рубрики также показывают учителю после задания (или даже целого курса), где ученики столкнулись с наибольшими трудностями и как можно в будущем эти трудности предотвратить (сделать памятки, подробней объяснить, больше потренироваться на уроке и т.д.).

Оценка выполненной работы. Рубрику можно использовать при выставлении отметки и использовать как средство диалога с учеником, если тот вдруг будет не согласен со своим баллом. Рубрика становится «общим местом», от которого можно оттолкнуться при обсуждении результата. С помощью рубрики немая отметка превращается из цифры в живое повествование.

Снижение предвзятости и субъективности. Рубрика значительно снижает предвзятость учителя к работе ученика («Да что Иванов мог сделать? Как всегда, на тройку и не больше»). Если Иванов выполнил критерии на высшем уровене, он заслуживает высокой отметки. И наоборот, если отличник схалтурил, это также отражается на его отметке. Рубрика снижает предвзятость ученика к учителю («Марья Иванна любит Сидорову, а меня нет, потому ей 10, а мне 6»). Нет, Марья Иванна выложила все свои карты на стол ещё перед тем, как ученики приступили к заданию. Рубрика создаёт впечатление объективности и честности в отметках.

ВИДЫ РУБРИК

Академические рубрики бывают holistic (целостными, цельными, целокупными) и analytic (аналитическими). Пример целостной рубрики — вышеприведённые Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. В такой рубрике прописаны 6 уровней владения языком по четырём критериям (чтение, аудирование, письмо, говорение). Например, если я по аудированию узнаю медленно произнесённые знакомые слова и базовые фразы о себе, семье и ближайшем окружении, то у меня уровень A1. Всё просто и быстро: есть только один критерий (аудирование), понятная шкала (от А1 до С2 по нарастающей) и цельный набор характеристик для каждого уровня (А1 — один набор, А2 — другой набор и т.д.). Вот посчитали указанные характеристики, если соответствует какому-то уровню шкалы, значит, это и есть твой уровень. Целостная рубрика даёт одну единую оценку (фокус на этой оценке в виде числа или буквы).

Целостная рубрика

Академическая рубрика выглядит более детально, в ней у каждого критерия есть от трёх до пяти уровней оценки работы (от низкого до высокого), а также есть место для комментария учителя. Фокус такой рубрики — на качестве выполнения критерия, не на общей оценке.

Аналитическая рубрика

Из двух примеров видно, что одну рубрику можно легко переформатировать в другую. В целостной упор на общей оценке, в аналитической — на качестве критерия. Каждая из этих рубрик уместна по контексту. Например, на устном экзамене по английскому в средней школе целостная рубрика может оказаться более полезной и использоваться для выставления конечной отметки. Её использует только экзаменатор. Но для работы в классе и для улучшения работы учеников лучше пользоваться аналитической рубрикой с её нацеленностью на качество выполнения того или иного критерия.

СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОЙ РУБРИКИ

Аналитическая рубрика состоит из нескольких компонентов: (1) описание задания, (2) список критериев, которые оцениваются, (3) рейтинговая шкала уровней, описывающая характеристики выполнения критерия, (4) колонка «неприменимо», (5) колонка комментариев, (6) детальное, но простое описание характеристик для каждого уровня каждого критерия.

Задание: <Небольшой текст-комментарий, описывающий конечный продукт предлагаемого ученикам задания, а также дополнительная информация, которую по мнению учителя необходимо здесь указать>

Примеров аналитических рубрик в сети очень много. Примеры рубрик по разным областям знания: написание эссе, групповой проект, исследовательская работа (и некоторые другие вещи), устное выступлениекритическое мышление. Академические рубрики не универсальны. Естественно, гораздо легче взять имеющуюся в Интернете рубрику и приспособить её к своим нуждам, к своей работе. К каждому заданию и каждой теме придумывать рубрику тяжело, но можно использовать усреднённую рубрику по каждому типу больших заданий, которые учитель задаёт ученикам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУБРИК В КЛАССЕ

Рубрики полезно адаптировать к своим условиям и своим ученикам. Готовые рубрики никогда нельзя применить как есть в конкретном классе в конкретное время. Чтобы создать (или адаптировать) рубрику, необходимо вспомнить, какие обучающие задачи стоят перед учениками на вашем предмете и как конкретное задание соотносится с этими задачами. Потом необходимо выделить критерии, которые важно оценить и развить в учениках, чтобы обеспечить достижение обучающих задач. Если по теме «Спорт» одна из обучающих задач состоит в том, что ученики по окончании темы смогут выделить преимущества и недостатки активных видов спорта, то одним из критериев группового проекта или эссе может быть «предоставление разных точек зрения». То есть выполнение учеником этого критерия будет свидетельствовать о том, что обучающая задача выполнена.

Разбивка на уровни и их описание, пожалуй, самое сложное при создании рубрики, потому что надо чётко определить, что есть плохой, средний и хороший уровень владения тем или иным критерием. Нет единой точки зрения, но мне нравится та, в которой лучше всего сначала описать самый простой (низкий) уровень владения критерием — тот минимум, который учителю приемлем и который не позволит ученику «провалить» задание. Если двльше развить критерий «предоставление разных точек зрения» для эссе по теме спорт, то уровень «начинающий» (т.е. слабенький) может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему, но не сообщает никаких других подробностей». Уровень «средний» можно расширить: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Коротко называет, какие именно существуют точки зрения». А уровень «высокий» может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Описывает, какие именно существуют точки зрения. Открыто принимает одну из точек зрения в своём эссе». Вот таким образом рождается континуум компетенций. Становится видно, что именно означает этот критерий «предоставление разных точек зрения». В несколько расширенном виде так можно описать все критерии (грамматика, структура работы и проч.) для того или иного задания.

Рубрику необходимо показать ученикам до того, как они начнут выполнять задание. Стоит напомнить, что эту рубрику нужно использовать и для контроля («Всё нужное включил в свою работу?»), и для поиска своих слабых сторон, чтобы определить, куда нужно направить больше усилий для работы. При проверке задания учителю стоит пользоваться такой рубрикой и оценивать только по тем критериям, которые в этой рубрике заявлены — письменно комментируя ученику, где есть слабые места. Эту письменную форму можно отдать ученику, когда будут сообщаться выставленные отметки. Заполненное поле комментариев в рубрике будет подробной обратной связью, помогающей ученику в его обучении.

О рубриках написано множество книг и исследовательских статей, есть видеоролики и записи в блогах практикующих учителей. Если есть интерес, с этими материалами можно ознакомиться несколькими нажатиями клавиш в Гугл. Использование рубрики — это высокий уровень предоставления каждому ученику обратной связи, который говорит гораздо больше простой оценки, выраженной числом или буквой.

Рекомендуемая литература:

Allen, D., & Tanner, K. (2006). Rubrics: Tools for making learning goals and evaluation criteria explicit for both teachers and learners. CBE—Life Sciences Education, 5, pp. 197–203. [читать на английском]

Mertler, C. A. (2001). Designing scoring rubrics for your classroom. Practical Assessment, Research & Evaluation, 7(25), pp. 1–8. [читать на английском]

Stevens, D. D., & Levi, A. J. (2013). Introduction to rubrics: An assessment tool to save grading time, convey effective feedback, and promote student learning (2nd ed.). Sterling, VA: Stylus. [211 страниц]

Suskie, L. A. (2009). Using a scoring guide or rubric to plan and evaluate an assignment. Assessing student learning: A common sense guide (pp. 137–154). San Francisco, CA: Jossey-Bass. [читать на английском]

3 комментария

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *