Метакогнитивные техники
Блог Big Think полтора года назад опубликовал краткий обзор исследования о десяти техниках обучения. Пятьдесят пять страниц исследования вместились в резюме всего на четыре листа. Исследование показало, что наиболее эффективным способом улучшения своего учения является комбинирование выполнения тестов и регулярной практики. Подчеркивание текста маркером, мнемотехники, краткое резюме текста и перечитывание почти никак не влияют на обучение (learning) и запоминание (memory).
Техника | Польза | Комментарий |
Выполнение тестов | Высокая | Тесты нужно составлять самому. Эффективны множественный выбор и тест открытого типа |
Регулярная практика | Высокая | Нужно учить понемногу и регулярно, а не всё и зараз, это помогает запоминанию |
Объяснение причин | Средняя | Задавать себе вопрос “почему данное утверждение правдиво?”, «почему А = Б?» |
Объяснение последовательности действий | Средняя | Пошаговое объяснение себе, как мы выполняем то или иное действие и почему принимаем те или иные логические решения |
Смешанная практика | Средняя | Хорошо изучать разные темы вперемешку за один сеанс, не только одну (улучшает запоминание) |
Резюме материала и ведение конспекта | Низкая | Многие фокусируются на том, чтоб записать как можно больше, нужно учиться делать конспект (например, система Корнелльского университета) |
Подчеркивание в тексте | Низкая | Не требует никакого умственного напряжения, поэтому никакого эффекта не производит |
Мнемотехники | Низкая | Полезно для краткосрочной памяти, но вредит долгосрочной, так как мало чем отличается от механического заучивания |
Мысленная визуализация текста | Низкая | Хорошо для прослушивания текста, но не помогает осмысливать текст и делать из него выводы |
Перечитывание материала | Низкая | Самая неэффективная техника, полезна только при перечитывании через большой промежуток времени |
Исследование контр-интуитивно: все поголовно кричат о вреде тестов и тестирования, но именно выполнение тестов (правда, не только множественного выбора, но и открытых тестов) вкупе с регулярной практикой дают максимальные результаты. Более того, пишет автор сокращённой версии статьи, нет такого понятия, как «стили обучения» (аудиалы, визуалы, кинестетики, олфакторы) — исследования не подтверждают правомерности такого деления учеников. Важно помнить и то, что мы все разные, и кому-то одна техника подойдёт лучше, чем кому-то другому.
Какие выводы для преподавателей иностранных языков из этого исследования? Выполнение тестов действительно помогает при обучении грамматике. Регулярная практика помогает выработать навыки говорения и аудирования. Заставлять учить изолированные, индивидуальные слова малоэффективно. Просто читать текст или слушать аудиозапись неэффективно, надо работать с упражнениями не только по содержанию, но и на интерпретацию и перенос знаний. Не надо разделять занятия на уроки чтения или уроки говорения: каждый урок должен быть смесью всех речевых навыков.
Исследование проводилось почти три года под руководством американского профессора Джона Данлоски и называется «Improving Students’ Learning With Effective Learning Techniques: Promising Directions From Cognitive and Educational Psychology».
Берегите себя и своих близких.