Мастер-класс по формативной оценке
14 октября 2016 года в Сиракузский университет приезжал Томас Анджело, известный специалист по формативной оценке (formative assessment/ classroom assessment). Формативная оценка — это область педагогического дизайна, которая занимается систематическим сбором сведений об обучении студентов (через проверку знаний и обратную связь) с целью улучшения преподавания и обучения. Формативная оценка способствует обучению учеников, повышает их мотивацию и корректирует преподавание. Об этом можно почитать небольшую статью (на англ. яз.). Томас Анджело начал писать о формативной оценке в 1980-е гг., в 1993 году вышла его книга совместно с Патрисией Кросс «Техники формативной оценки: руководство для учителей вузов», в которой описаны 50 различных техник, которые можно использовать на уроке для улучшения своего преподавания и обучения студентов.
Томас Анджело проводит семинар в Сиракузском университете (октябрь 2016 года)
И вот моя голова влезла в кадр в начале мастер-класса
Мастер-класс длился почти три часа, на нём Том моделировал то, как можно встроить формативную оценку в ежедневную преподавательскую практику для всеобщей пользы. Мы работали по специально разработанному Томом буклету. Предлагаемые техники Том моделировал, а не просто провозглашал. Посмотреть слайды, раздаточный буклет и сам мастер-класс Тома (на англ. яз.) можно на сайте команды оценки эффективности в отделе проректора по учебной работе (здесь) и выполнить все те задания, которые он предлагал участникам мастер-класса.
Если перейдёте по ссылке, вы найдёте мастер-класс Тома под заголовком «Classroom Assessment Techniques»
Основные идеи Томаса Анджело следующие:
- Значение имеет не столько то, что ученики делают на уроке, сколько то, что они умеют делать, когда нас (=учителей) нет рядом
- Студенты живут во всей учебной программе, а не в отдельных курсах, как мы (=преподаватели); если они не видят взаимосвязи между изучаемыми предметами, то они её додумают — и совсем не так, как нам бы этого хотелось; надо открыто объяснять студентам, почему они изучают на данной специальности те или иные курсы
- Есть взаимосвязь между ценностями/целями и мотивацией; о ценностях и целях у студентов надо спрашивать открыто (и Том демонстрирует, как это можно делать на своём мастер-классе — Ю.П.); когда студенты переживают «чёрную полосу», им можно и нужно напомнить об их же глобальных целях, чтобы они не сдавались и довели начатое до конца, вкладывали силу и энергию в дело (курс, предмет, задание и т.п.);
- Творческие идеи не приходят по вдохновению, их надо усердно генерировать; сразу сгенерируйте много идей, а потом оцените их качество (этот приём он тоже моделировал на мастер-классе, называется «карточка применения» — Ю.П.)
- Преподавать факты бывает скучно, часто студенты думают, что они знают всё или что любая инфорамция доступна онлайн; но фактами можно манипулировать, например, предложить студентам предсказать факты и обсудить с одногруппниками перед тем, как увидеть настоящие факты; если вы можете показать студентам, что они не всё знают и не все понимают (имеют ошибочные представления), вы можете подорвать их уверенность в своих представлениях и тем самым замотивировать их (демонстрируется на мастер-классе — Ю.П.)
- Студенты должны понимать то, как вы их оцениваете и по каким параметрам (используйте академические рубрики, контрольные списки и проч.)
- Невозможно охватить весь контент, который вам хочется, но если это нужно, то освещайте только такие темы, которые студентам не понятны; их будут оценивать по всему контенту на итоговой контрольной работе, но на занятии вы можете налечь на самые проблемные темы и убедиться, чтобы с ними не было недопонимания
- Надо открыто преподавать метакогнитивные стратегии (= успешные техники того, как именно надо учиться); нельзя допускать, что все студенты до этого сами дойдут
- Каждое упражнение и задание должно согласовываться с целями и задачи курса; если вы не можете объяснить, почему студенты должны выполнить то или иное упражнение и как оно связано с задачами курса, то не надо такое упражнение давать студентам
- Есть две вещи, которые характеризуют хорошее преподавание: (1) курс понятно/хорошо структурирован и организован, (2) предметное содержание прозрачно и ясно; есть прямая зависимость между успехом и ясностью
- Семь уроков моей жизни: 1) преподавание переоценено, 2) качественное высшее образование как лотерея (= Том имеет в виду то, что часто программы слеплены кое-как, а не созданы по дизайну — Ю.П.), 3) важно лишь то, что сумеют делать студенты после нашего курса, 4) активная вовлеченность студентов важна, но не достаточна дл успеха, 5) усердие важно, но не достаточно дл успеха, 6) стандарты и требования дисциплины/будущей профессии важны, но зачастую они нечётко донесены до студентов, 7) обратная связь имеет решающее значение, но её слишком часто используют неграмотно (если обратная связь не даёт студентам дополнительной работы к определённому сроку, то в ней нет никакого смысла)
Другой мастер-класс Тома в свободном доступе в YouTube
В этой лекции Том Анджело предлагает (минуты 59:20—01:10:00) использовать технику P-E-O (predict, explain, observe) при проведении лекций. Это помогает повысить мотивацию и заинтересованность студентов.
Я большой поклонник Томаса Анджело и рекомендую его всегда и всем. Предлагаю прочитать его статьи (на англ. яз.) для тех, кому хочется больше узнать и о формативной оценке, и о том, как педагогический дизайн улучшает преподавание и обучение студентов:
(1) 1991, Десять простых шагов: способы оценки мышления высшего порядка по четырём уровням (*.pdf)
(2) 1993, «Преподавательская дюжина принципов». Четырнадцать общих научно обоснованных принципов для улучшения мышления высшего порядка на ваших уроках (*.pdf)
(3) 2012, Дизайн учебных предметов: практические и научно обоснованные принципы и положения (*.pdf)
Берегите себя и своих близких.