Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка по теме «Моделирование современного учебного занятия с использованием интеллект-карт: проведение учебного занятия, самоанализ и анализ»

(план-конспект урока прилагается)

Учитель Глушакова Татьяна Петровна

Главной единицей любого языка является слово. Наличие хорошего словарного запаса — одно из необходимых условий для успешного овладения иностранным языком. Чем больше ученик знает слов по разным темам, тем легче ему понять собеседника и построить коммуникацию.

Но как запомнить большое количество слов? Автор идеи применения интеллект-карт Тони Бьюзен доказал, что человек использует свой мозг всего лишь на 5% и что нужно заставлять мозг работать. Работа над интеллект-картой заставляет мозг структурировать информацию, выстраивать ассоциативную сеть. При создании интеллект-карт задействуются воображение, творческий потенциал и различные виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Так наш мозг начинает активнее работать, используется как левое, так и правое полушарие. В результате мы лучше запоминаем информацию.

На начальном этапе применения интеллект-карт на уроке английского языка учитель может использовать интеллект-карты, созданные им самим. Но главная цель – научить составлению интеллект-карт учащихся. Ведь это их мозг будет задействован и их механизмы памяти будут работать. Существуют правила составления интеллект-карт, но следует помнить, что каждый учащийся индивидуален и каждый может составить карту по тем алгоритмам, которые понятнее и удобнее для запоминания именно ему.

Интеллект-карта на уроке английского языка в 10 классе по теме “Newspapers” была составлена мной на этапе введения и закрепления лексического материала с целью развития навыков говорения на базе прочитанного текста. Подготовка карты заняла достаточно длительное время. Так как до урока было 2 дня, я возвращалась к карте снова и снова, выверяя и корректируя её. Я держала в памяти цель урока: что с помощью этой карты смогут сказать учащиеся, на какие ключевые вопросы они дадут ответы. В результате карта получилась логичная, полная, охватывающая и материал из текста и лексику, необходимую для говорения.

То, что составляющий интеллект-карту может возвращаться к ней и корректировать её – большой плюс: мозг работает, ищет лучшие пути систематизации. С этой точки зрения лучше составлять интеллект-карты в программах FreeMind или Xmind, например, или онлайн (MindMeister и др.), чем рисовать вручную. Готовый вариант можно распечатать и при необходимости выделить цветом ветки карты.

В результате использования интеллект-карты на уроке учащиеся смогли выразить своё мнение по прочитанному и рассказать о своих предпочтениях при выборе газет для чтения. Несмотря на допущенные ошибки, учащиеся сумели высказаться по предложенной теме и были мотивированы для говорения – у них был наглядный план высказывания в виде ключевых вопросов и необходимая лексика для построения предложений.

К сожалению, на данном этапе изучения материала учащиеся ещё не готовы самостоятельно анализировать текст и выстраивать ассоциации, но в будущем при регулярной работе с интеллект-картой учащиеся смогут более продуктивно работать с текстовым материалом (составлять планы пересказов текстов в виде интеллект-карт и готовить на их основе монологические высказывания). Интеллект-карта будет использоваться в качестве вербальной опоры высказывания.

В карте на уроке по теме «Newspapers» были предусмотрены фразы выражения мнения. В зависимости от целей урока учащиеся могут использовать эту же интеллект-карту повторно не только для выражения своего мнения, но и для проведения дискуссий.

Домашнее задание урока по теме «Newspapers»» также предполагает использование интеллект-карты. Так как не все учащиеся успели высказаться на уроке, домашним заданием стало составление 10 предложений по теме «Newsapers» на основе интеллект-карты. Часть учащихся получили распечатанную карту в тетрадь, часть сделали фото карты на телефон. От размещения карты в нашей группе ВКонтакте отказались, мотивируя тем, что на телефоне иметь картинку удобнее.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение интеллект-карт на уроках иностранного языка в 9-11 классах даёт положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Интеллект-карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. В целом интеллект-карта способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников.

Кроме урока предполагается использование интеллект-карт при подготовке к экзамену, так как подобный вид запоминания и повторения материала характеризуется осмысленностью, а не механическим зазубриванием.

Урок английского языка в 10 классе

Unit 8 Lesson 3 (3/13)

Учитель Глушакова Татьяна Петровна

Тема: Британские газеты. Газеты, которые мы читаем.

Цель: обучение выражению мнения о предпочтениях в чтении газет на основе изученной лексики и прочитанного текста. Развитие навыков понимания речи на слух.

Задачи:

  1. способствовать развитию навыков восприятия иноязычной речи на слух, чтения, языковой догадки
  2. создать условия для активизации лексики предыдущих уроков в разговоре о газетах
  3. создать условия для развития памяти 
  4. способствовать развитию интереса к чтению газет

Предполагаемые результат: к концу урока учащиеся прочитают текст об отношении разных людей к чтению газет и выскажут своё мнение о читаемых газетах в 10 предложениях, используя интеллект-карту.

Лексика урока: balanced — сбалансированный, (un)biased –(не)предвзятый, report — (n) отчёт, доклад; сообщение; рассказ, описание событий, reported — (adj) косвенный; сообщённый, переданный, reporter (n) репортёр, sensational (adj) сенсационный, скандальный, source — (n) источник; report— (v) сообщать, описывать, рассказывать; передавать (что-л.), сказанное другим лицом, говорить с чьих-л. слов; вести репортаж, сочинять заметку

Оснащение урока: учебное пособие «English 10» автора Юхнель Н.В и др. 2019 г., раздаточный материал, интеллект-карта.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Hello, everyone. I hope you are fine and ready for the lesson. Today we are going to speak about newspapers. Do you or your friends, family read newspapers?

*Lexical-phonetic drill. First of all let’s read the new words from the blackboard. You’ll need them later when reading a text. Этап не обязательный, его может заменить речевая зарядка.

British people are great newspaper-readers. Some of them read 14 newspapers a week to get the information they need!

Listening. Listen to some information about newspapers in Britain and be ready to do an exercise with missing words.

The British are one of the biggest newspaper-reading nation in the world. In addition to 12 national daily newspapers 9 national Sunday papers are printed in Britain. There are different types of newspapers: national, local, daily, weekly, Sunday, quality, popular. Local newspapers give information on different events happening in the local area. National newspapers are sold all over the country. Most of them express a political opinion. Daily newspapers are published on every day of the week except Sunday. Sunday newspapers are larger than daily ones and often have 2 or 3 sections.

The newspapers are divided into two main groups: quality papers and popular papers. Quality newspapers are broadsheets (known also as «heavies»). They contain a lot of serious articles, covers national news and news about politics, business, science, culture. Popular newspapers (known as «tabloids») carry a lot of short articles, simple reports on the main news, sensational stories about famous people and many photographs. The tabloid press is much more popular than the quality press.

“Financial Times”, “The Times”, “The Guardian”, “The Daily Telegraph” are British quality newspapers. “The Daily Express”, “The Daily Mirror”, “The Daily Mail”, “The Daily Star”, “The Sun” are British tabloids.

After listening. Do the exercise and check your understanding. Use the words from the list:

Do the exercise and check your understanding. Use the words from the list (Приложение 1):

Tabloid(s) (2)/quality (3) /popular (3) /national/daily (This is the key)

  1. Popular newspapers have short articles and lots of pictures.
  2. Quality newspapers contain a lot of serious articles.
  3. Tabloids are small in size.
  4. National newspapers are sold all over the country and cover national and international news.
  5. Popular newspapers contain sensational stories.
  6. The tabloid press is much more popular than the quality press.
  7. Daily newspapers are not printed on Sunday.
  8. “The Guardian” is a quality British newspaper.
  9. “The Sun” is a popular British newspaper.

II. Операционно-познавательный этап.

1. Word-formation. a) Guess the word: it’s a person whose job is to discover information about news events and describe them for a newspaper or magazine or for radio or television. This word is synonymous to ‘journalist’. (reporter)

b) Study the diagram. What parts of speech are the words in the diagram?

2. Reading. Zoe Mills is a reporter. She’s writing a report about people’s attitude to newspapers. First she launched a forum on the topic. a) Read the forum comments and say what kind of newspapers most people on the forum prefer: tabloids or broadsheets. What newspaper seems to be most popular?

b) Whose forum comments do you agree with? What is your opinion about tabloids and broadsheets? Are your preferences the same as your classmate’s? Use your mind map (Приложение 2) for giving an opinion.

3. Speaking. Let’s talk about the newspapers you prefer to read. Use the mind map for more ideas and vocabulary.

Use these questions as a plan:

  1. What newspapers do you prefer: tabloids or broadsheets? Why?
  2. How do you usually read a newspaper? What page or column do you start from?
  3. Why do you read newspapers?
  4. Are newspapers worth buying?

4) Vocabulary work. Complete the dictionary definitions with the active words of the lesson. Ex. 2 с p. 240

III. Рефлексивно-оценочный этап

Answer the questions:

  1. What types of newspapers can you name?
  2. What are quality newspapers?
  3. Why are tabloids so popular?
  4. What newspapers should a person read to get a balanced view of the world?
  5. Would you like to be a reporter? Why or why not?

Marks. Homework: Ex 2d p. 240/Write 10 sentences about the newspapers you read using the mind map.

Приложение 1.

Fill in the missing words from the list: tabloid(s) (2)/quality (2) /popular (3) /national/daily

  1. *** newspapers have short articles and lots of pictures.
  2. *** newspapers contain a lot of serious articles.
  3. *** are small in size.
  4. *** newspapers are sold all over the country and cover national and international news.
  5. *** newspapers contain sensational stories.
  6. The *** press is much more popular than the quality press.
  7. *** newspapers are not printed on Sunday.
  8. “The Guardian” is a *** British newspaper.
  9. “The Sun” is a *** British newspaper.  

Приложение 2.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4 Replies to “Моделирование современного учебного занятия с использованием интеллект-карт: проведение учебного занятия, самоанализ и анализ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *