Метакогнитивные техники

Блог Big Think полтора года назад опубликовал краткий обзор исследования о десяти техниках обучения. Пятьдесят пять страниц исследования вместились в резюме всего на четыре листа. Исследование показало, что наиболее эффективным способом улучшения своего учения является комбинирование выполнения тестов и регулярной практики. Подчеркивание текста маркером, мнемотехники, краткое резюме текста и перечитывание почти никак не влияют на обучение (learning) и запоминание (memory).

Техника Польза Комментарий
Выполнение тестов Высокая Тесты нужно составлять самому. Эффективны множественный выбор и тест открытого типа
Регулярная практика Высокая Нужно учить понемногу и регулярно, а не всё и зараз, это помогает запоминанию
Объяснение причин Средняя Задавать себе вопрос “почему данное утверждение правдиво?”, «почему А = Б?»
Объяснение последовательности действий Средняя Пошаговое объяснение себе, как мы выполняем то или иное действие и почему принимаем те или иные логические решения
Смешанная практика Средняя Хорошо изучать разные темы вперемешку за один сеанс, не только одну (улучшает запоминание)
Резюме материала и ведение конспекта Низкая Многие фокусируются на том, чтоб записать как можно больше, нужно учиться делать конспект (например, система Корнелльского университета)
Подчеркивание в тексте Низкая Не требует никакого умственного напряжения, поэтому никакого эффекта не производит
Мнемотехники Низкая Полезно для краткосрочной памяти, но вредит долгосрочной, так как мало чем отличается от механического заучивания
Мысленная визуализация текста Низкая Хорошо для прослушивания текста, но не помогает осмысливать текст и делать из него выводы
Перечитывание материала Низкая Самая неэффективная техника, полезна только при перечитывании через большой промежуток времени

Исследование контр-интуитивно: все поголовно кричат о вреде тестов и тестирования, но именно выполнение тестов (правда, не только множественного выбора, но и открытых тестов) вкупе с регулярной практикой дают максимальные результаты. Более того, пишет автор сокращённой версии статьи, нет такого понятия, как «стили обучения» (аудиалы, визуалы, кинестетики, олфакторы) — исследования не подтверждают правомерности такого деления учеников. Важно помнить и то, что мы все разные, и кому-то одна техника подойдёт лучше, чем кому-то другому.

Какие выводы для преподавателей иностранных языков из этого исследования? Выполнение тестов действительно помогает при обучении грамматике. Регулярная практика помогает выработать навыки говорения и аудирования. Заставлять учить изолированные, индивидуальные слова малоэффективно. Просто читать текст или слушать аудиозапись неэффективно, надо работать с упражнениями не только по содержанию, но и на интерпретацию и перенос знаний. Не надо разделять занятия на уроки чтения или уроки говорения: каждый урок должен быть смесью всех речевых навыков.

Исследование проводилось почти три года под руководством американского профессора Джона Данлоски и называется «Improving Students’ Learning With Effective Learning Techniques: Promising Directions From Cognitive and Educational Psychology».

Берегите себя и своих близких.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: